Чем обернется запрет абортов в частных клиниках

Он ограничивает возможности по самостоятельному решению вопроса о материнстве, считают юристы
Антон Денисов / РИА Новости
Антон Денисов / РИА Новости

Законопроект о запрете проведения абортов в коммерческих клиниках внесло в Госдуму заксобрание Нижегородской области. Поправки предлагается внести в ч. 1 ст. 56 закона «Об основах охраны здоровья». Сейчас в ней говорится, что «каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия». Изменения дополнят ее абзацем: «искусственное прерывание беременности проводится в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения».

Из пояснительной записки следует, что законопроект разработан для «улучшения демографической ситуации в России и снижения количества осложнений, возникающих в процессе и после проведения искусственного прерывания беременности». В ней также указывается, что «увеличение рождаемости возможно в том числе за счет уменьшения количества случаев искусственного прерывания беременности».

Идея исключить услугу аборта в частных клиниках объясняется тем, что в таких учреждениях якобы не соблюдается «неделя тишины», не проводятся положенные консультации женщин с юристом и психологом, а также не сообщается о мерах социальной поддержки. Авторы законопроекта также сетуют на то, что молодые люди откладывают рождение детей на момент после получения образования, профессии и материальных благ.

Согласно статистике Госдумы, законопроекты от регионов принимаются реже, чем инициированные федеральными субъектами права законодательной инициативы.

Закон «Об основах охраны здоровья» уже прямо предусматривает в п. 8, что «незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством РФ», сказала «Ведомостям» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. По ее словам, критерии законности внятны, разумны и четки: аборт легален, если проведен организацией, имеющей соответствующую лицензию, и осуществлен по желанию женщины в срок, по показаниям для прерывания беременности.

По сути, речь идет об «огосударствлении» частной и семейной сфер жизни в целом: делается все, чтобы женщина фактически не смогла реализовать свое законное и фундаментальное право на решение вопроса о материнстве, не только не соприкоснувшись с государством, но и не получив фактически государственного согласия на аборт, продолжила она.

Данные изменения ограничат право женщин на выбор медучреждения, в котором она собирается проводить искусственное прерывание беременности, пояснила юрист адвокатского бюро «Пропозитум» Алина Шлеева. В частных клиниках, например, есть возможность прочитать отзывы пациентов о врачах, услугах, состоянии клиники, получить дополнительные услуги, перечислила Шлеева. С другой стороны, инициатива защищает права женщин, поскольку в частных клиниках зачастую не организовано оказание реанимационной помощи в случае осложнений при проведении процедуры, говорит юрист.

Дискуссия вокруг темы ужесточения законодательства, регулирующего проведение искусственного прерывания беременности, развернулась с лета. Для стимулирования рождаемости в стране вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова («Единая Россия») предложила губернаторам задуматься об ограничении выдачи коммерческим клиникам лицензий на проведение абортов.

Ряд регионов последовал ее совету. В частности, власти Татарстана, Крыма, Челябинской и Курской областей объявили о том, что местные частные клиники якобы добровольно отказываются от проведения абортов. Самим женщинам эти нововведения не нравятся. Например, 10 декабря около 30 жительниц Казани вышли на пикет против ограничений абортов, о чем сообщал РБК.

В начале декабря несколько аналогичных пикетов прошло в Калининграде. Другие инициативы субъектов по повышению рождаемости – это тоже запреты. Например, Мордовия и Тверская область вводят штрафы за склонение к искусственному прерыванию беременности. Внедрение всех этих ограничений на федеральном уровне активно продвигает РПЦ.

На защиту женщин 4 декабря встала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, раскритиковав региональные инициативы по ограничению абортов. Она напомнила, что подобные запреты ведут к появлению нелегального рынка услуг и росту смертности среди женщин. По мнению Матвиенко, зачастую женщина принимает решение сделать аборт «из-за бытовой неустроенности». Она подчеркнула, что «главным ключом государственной политики» по этому вопросу должно стать убеждение, поддержка и конкретная помощь.

Замдиректора департамента медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава Виктория Сахарова ранее также заявляла, что в отличие от ограничительных мер психологическая помощь, согласно отчетам ведомства, более действенна в ситуациях, когда женщина должна принять осознанное репродуктивное решение. Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, большинство рисков связаны не с самим абортом, а с условиями, в которых проводится процедура: это отсутствие квалифицированной врачебной помощи, инструментов, предварительного обследования, лекарств, возможности оказания экстренной медицинской помощи.