Законопроект о буллинге в школе обсудят на парламентских слушаниях до конца года
К теме вернулись после стрельбы в брянской гимназииЗаконопроект, который предусматривает профилактику травли в школах, обсудят на парламентских слушаниях в Госдуме до конца декабря, рассказала «Ведомостям» первый зампред комитета по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия – За правду»). Документ был анонсирован в октябре 2022 г. «Стоит провести большие парламентские слушания и сразу внести документ. Так как законопроект межфракционный и проблема не имела на тот момент очевидных решений, на подготовку ушло больше времени, чем предполагалось», – пояснила Лантратова.
Тема травли обсуждалась в ходе пленарного заседания в Думе в связи с трагедией в Брянске: 7 декабря 14-летняя ученица гимназии № 5 пронесла в школу помповое ружье и открыла огонь по своим одноклассникам, а затем покончила с собой. В результате стрельбы погибла одноклассница нападавшей. Еще пятеро подростков получили ранения, они госпитализированы. Школьницу травили одноклассники, рассказали РБК ученики гимназии. «Ее буллили. Из-за буллинга, может, с ума сошла. Она была закрытой девочкой – которая начала стрельбу, – и она начала с мальчиков, потому что они подшучивали над ней», – сказала одна из учениц.
По факту стрельбы СК возбудил уголовное дело об убийстве (ч. 2 ст. 105 УК РФ). По словам близкого к Росгвардии депутата Александра Хинштейна, ружье, которое школьница спрятала в тубус и пронесла в гимназию, принадлежит ее отцу. Как пишет ТАСС, рамка металлодетектора в гимназии № 5 не работала. Отца устроившей стрельбу девочки задержали, допросили также директора гимназии Галину Сауткину.
Глава комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг предложил запросить в Следственном комитете и Генпрокуратуре информацию о поступающих обращениях в связи с травлей в образовательных учреждениях, а также обсудить вопрос о законодательном определении этого понятия. Спикер палаты Вячеслав Володин поручил трем комитетам – по просвещению, безопасности и защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства – проработать определение «травля».
Необходимо также определить ответственность за травлю и сформировать меры профилактики, реагирования государства и педагогического сообщества, чтобы не допускать ее впредь, сказал «Ведомостям» глава думского комитета по молодежной политике Артем Метелев («Единая Россия»). Он напомнил, что проблема буллинга или подростковой травли обсуждалась в ходе правительственного часа главы Росмолодежи Ксении Разуваевой в Госдуме и вошла в итоговое постановление.
Как писали «Ведомости» 13 октября 2022 г., разработанный с привлечением экспертов и НКО межфракционный законопроект предусматривает создание государственной программы профилактики травли, которая будет направлена в том числе на обучение мерам реагирования на нее. Авторы законопроекта определили травлю как «систематическое психологическое и/или физическое агрессивное поведение группы лиц или одного лица в отношении другого лица или лиц, осуществляемого в том числе с использованием электронных средств коммуникации». Минпросвещения должен будет разработать и единый стандарт профилактики травли – требования к проведению профилактических мероприятий, в том числе оценку психологической обстановки в учебном учреждении. За несоблюдение правил стандарта к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из учебного заведения. Кроме того, предусмотрены штрафы для родителей и образовательных учреждений за нереагирование на сигналы о буллинге.
Соавтор законопроекта, президент фонда «Юристы помогают детям» Виктория Дергунова указала, что в случаях нападений в школах ответственность родителей четко не прописана. Часто компенсации пострадавшим, например, платит школа – собственного бюджета у нее нет, поэтому фактически за это платит государство. «Это сигнал для детей – за все, что вы делаете до 14 лет, платит государство, если вы делаете на территории школы. Ваши семьи не понесут ответственности», – говорит Дергунова.
Прийти в школу с оружием – это отчаянный шаг, на который подросток идет после окончательной потери надежды на то, что станет частью коллектива, считает детский психолог, специалист сервиса Alter Александра Бугаева. У таких детей в большинстве своем также утрачены эмоциональные связи с членами семьи, добавляет она. «Любая травма в школьном коллективе запускается с молчаливого одобрения взрослых. К решению уже возникшей проблемы должны подключаться родители и педагоги», – отмечает Бугаева. В качестве профилактики, по ее словам, необходимо воспитывать культуру общения у детей. Помимо этого необходимо информировать родителей об особенностях переходного возраста и уважительном отношении к ребенку как в семье, так и со стороны педагогов, заключила эксперт.