В Госдуме призывают ввести мораторий на взимание утильсбора до конца года

Россияне не могут зарегистрировать ввезенные личные автомобили
Повышение утильсбора стало поводом для политических дискуссий
Повышение утильсбора стало поводом для политических дискуссий / Александр Кондратюк / РИА Новости

Заместитель руководителя фракции «Новых людей» Сардана Авксентьева на пленарном заседании Госдумы предложила другим фракциям обратиться в правительство с просьбой ввести мораторий до конца года на применение нового порядка взимания утилизационного сбора на ввезенные физлицами в страну автомобили. 15 ноября она направила такое обращение премьер-министру Михаилу Мишустину, а 29 ноября ему писал лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Перед пленарным заседанием Авксентьева заявила журналистам, что «людям не дали возможности подготовиться» к новым правилам и с 29 октября автовладельцы вынуждены платить утильсбор за ввезенные автомобили для личного пользования по коммерческому тарифу, а не по льготной ставке.

Обновленные правила взимания утильсбора при ввозе автомобиля на территорию России физлицом регламентированы постановлением № 1722 (от 17.10.2023). Они призваны ограничить перепродажу купленных за рубежом машин третьим лицам. Поэтому теперь применение пониженного коэффициента утильсбора доступно физлицу только в том случае, если ввезенный автомобиль остается в его собственности не менее года с даты таможенного оформления. Также документом уточняются особенности ввоза машин в страны ЕАЭС. 

Слуцкий писал в своем Telegram-канале, что «информационная кампания, разъясняющая ситуацию и новые правила, не была проведена». Тарифы по утильсбору в некоторых случаях выросли в 250 раз, это привело к тому, что многие автовладельцы не могут зарегистрировать свои машины. «Если ранее за подержанный автомобиль семья должна была заплатить утильсбор 3000–5000 руб. в зависимости от объема двигателя и т. д., то теперь это [до] 1,5 млн руб.», – сказала депутат от «Новых людей». Такие правила она назвала «несправедливыми» и предложила отложить новый порядок взимания утильсбора «хотя бы до 31 декабря текущего года».

Предприниматель Дмитрий Рогов, занимающийся в том числе ввозом в Россию машин из-за рубежа, говорит, что сильнее всего пострадали люди, покупавшие относительно недорогие автомобили. «Те, кто покупали машины супердорогие по 10–20 млн руб., им [нужно] доплатить еще 800 000 руб. – неприятно, наверное, но посильно. А когда человек покупал машину за 2 млн руб., а доплачивать ему надо 600 000, 800 000 руб. сверху, это может действительно стать настоящей жизненной трагедией», – сказал он «Ведомостям». Рогов считает, что проблему можно решить введением вычета по истечении одного года использования машины. «Если докажете, что владеете автомобилем более одного года и не перепродавали его, то можно сделать вычет коммерческого утильсбора», – сказал автоподборщик.

По словам Авксентьевой, опрошенные «Новыми людьми» граждане «говорят о том, что, если эти сроки [по взиманию утильсбора по льготной ставке] будут продлены, они успеют ввезти автомобили, которые они заказали и купили заранее, это снизит определенную социальную острую реакцию». Неуплата утильсбора не позволяет автовладельцу зарегистрировать свою машину в ГИБДД и является основанием для начисления пеней. Автовладельцы по всей России записывают коллективные обращения с просьбой отсрочить действие постановления правительства № 1722 и присылают соответствующие вопросы на прямую линию президента РФ Владимира Путина (запланирована на 14 декабря).

Повышение утильсбора стало поводом для политических дискуссий

По словам Слуцкого, граждане покупают автомобили за рубежом и привозят их в Россию «не ради параллельного импорта, а в первую очередь чтобы сэкономить». При этом Казахстан и Киргизия, заявлял лидер ЛДПР, до сих пор не выдают пассажирские таможенные декларации, необходимые для уплаты утильсбора по льготной ставке.

Председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг («Справедливая Россия») считает, что «машинального, автоматического продления [возможности уплаты утильсбора по льготным ставкам]» быть не должно. «Это самый простой вариант», – сказал он «Ведомостям». По его словам, у моратория две группы интересантов: «Это граждане, которые пострадали и не знали об этом решении и попали в эти ситуации, а есть компании, которые построили в этом бизнес – на арбитраже таможенных пошлин между пошлинами для физических и юридических лиц».

«Они [дилеры] ввозят по заниженной таможенной стоимости как юрлица, а потом через физлиц дважды перепродают. И лавочку эту прикрыли таким решением. Нужно теневой бизнес отсечь от граждан, которые попали в эту ситуацию», – сказал Гартунг. По словам депутата, в Минпромторге знают об этой проблеме и «пытаются отделить граждан, которым действительно нужно помочь, от компаний, которые занимаются серым импортом и зарабатывают на арбитраже таможенных пошлин».

Выяснить позицию других парламентских фракций по этому вопросу не удалось. Представитель фракции «Единой России» перенаправил запрос в комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы, где, в свою очередь, не ответили на него. Представитель КПРФ не ответил на запрос. «Ведомости» также направили запросы в правительство РФ и Минпромторг.