Эксперты прогнозируют усиление контроля за качеством строительства соцобъектов

Ранее такие механизмы анонсировали в Госдуме
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

В сфере строительства и модернизации социальной инфраструктуры в 2024–2026 гг. стоит ожидать ужесточения контроля. К такому выводу пришли авторы доклада об инфраструктурной политике Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), возглавляемого гендиректором и членом высшего совета «Единой России» Дмитрием Орловым. Новые регионы, согласно прогнозу АПЭК, в 2024–2030 гг. останутся основными направлениями интенсивного инфраструктурного развития. Кроме того, в их число, вероятнее всего, попадут территории Арктической зоны и Дальнего Востока, возможно, Центральное Нечерноземье. 

При этом на ближайшую трехлетку эксперты не исключают появления дополнительных требований по наращиванию темпов ввода в эксплуатацию социальной инфраструктуры и в «старых» регионах. Экономически благополучные регионы будут активнее использовать договоренности с крупными корпорациями для реализации таких социально значимых задач, говорится в докладе. Например, в Москве в 2024–2026 гг. в рамках реализации адресной инвестиционной программы планируется ввести в эксплуатацию 16 зданий для учреждений здравоохранения за счет столичного бюджета, 10 объектов – благодаря финансированию со стороны инвесторов.

Менее же благополучные регионы, говорится в докладе, будут вести более активную работу для того, чтобы получить федеральную поддержку для осуществления социально значимых задач в рамках площадок, например, Госсовета и федеральной структуры «Единой России». 20 ноября «Ведомости» писали, что Счетная палата указала на отставание темпов постройки социальной инфраструктуры: субсидии, направленные в Воронежскую и Свердловскую области по госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан России», нужных темпов не обеспечили.

Проблема с ненадлежащим качеством строительства соцобъектов была всегда актуальна, но сейчас, в условиях дефицита бюджетных средств во многих субъектах, особенно, подтвердил «Ведомостям» бывший мэр Ростова-на-Дону и член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Виталий Кушнарев («Единая Россия»). «Контроль должен быть всегда. Будем ужесточать его», – анонсировал он (депутаты за контроль не отвечают). Проблема чаще всего кроется именно в недобросовестной работе подрядных организаций, пояснил Кушнарев. «Они заходят, получают авансы, выполняют какие-то начальные работы, а потом «растворяются», особенно когда подрядчики не местные, а приезжие с других субъектов», – добавил он.

Этот вопрос обычно решается включением их в черный список недобросовестных подрядчиков, сказал Кушнарев. Кроме того, фильтром для отбора более квалифицированных специалистов могут быть предварительный тщательный отбор организаций на этапе заявки, их проверка, оценка опытности: «То есть не брать новичков, которые ни одного социального объекта не построили. Пусть они в коммерческих структурах набивают руку, а потом уже приходят на строительство государственных объектов», – добавил он.

АПЭК считает, что в ходе кампании 2024 г. возможна активизация усилий представителей губернаторского корпуса по продвижению новых инициатив в сфере модернизации коммунальных систем. «Наибольшую активность по продвижению таких предложений и проектов программ могут проявить руководители северных и ключевых индустриальных регионов, для которых расширение федерального финансирования в этой сфере может стать фактором развития новых производств и создания рабочих мест», – говорится в докладе.

С 2023 г. начала действовать программа по строительству и ремонту систем ЖКХ, рассчитанная на 2023–2027 гг. Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию 21 февраля сказал, что течение 10 лет планируется инвестировать в эту сферу не менее 4,5 трлн руб. Модернизация коммунальной и социальной инфраструктуры имеет значение «для реализации международно значимых проектов, повышая инвестиционную привлекательность российских городов, в том числе для крупных корпораций из дружественных и нейтральных стран», считает автор доклада. 

Запуск инфраструктурных проектов традиционно используется властями всех уровней перед выборами, это считается популярным ходом, пояснил «Ведомостям» вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «С точки зрения выборов запуск инфраструктурных объектов используется чересчур формально – просто как заведомо позитивный факт, а смысл и польза не всегда раскрываются», – добавил он. Сейчас не хватает продуманной подачи инфраструктурной политики в публичном поле, резюмировал Туровский.

«Ведомости» направили запрос в Минстрой.