В Совете Федерации предложили криминализировать склонение к аборту

Сенатор Ковитиди хочет расширить статью УК о незаконном прерывании беременности
РИА Новости
РИА Новости

Публичная дискуссия о необходимости запрета склонения женщины к аборту получила продолжение в Совете Федерации. Вслед за точечным введением административных штрафов в ряде регионов член комитета верхней палаты парламента по конституционному законодательству и государственному строительству Ольга Ковитиди решила пойти дальше – она предлагает ввести уголовную ответственность за склонение к искусственному прерыванию беременности.

Сенатор от Крыма написала в своем Telegram-канале, что разделяет позицию митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) «о недопустимости склонения женщин к абортам и предусмотрение за эти недопустимые действия административной ответственности». «Очевидно, что умышленные действия, направленные на принуждение беременной женщины к искусственному прерыванию беременности путем уговоров, предложений, подкупа, обмана, выдвижения иных требований должны повлечь наказание», – сказала Ковитиди. Такое заявление Шевкунов сделал на заседании комиссии по вопросам сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, организованном Общественной палатой Крыма. Его слова со ссылкой на пресс-службу ОП приводит «Радио Крым» в своем Telegram-канале.

По ее мнению, «данный вопрос только административно-правовым регулированием окончиться не может». «Основываясь на принципе логической последовательности и системности, возникает обоснованная необходимость более внимательного изучения вопроса криминализации административной статьи путем дополнения ст. 123 УК, предусматривающей ответственность за “незаконное проведение искусственного прерывания беременности” пунктом 4, предусматривающим наказание за склонение или принуждение женщины к осуществлению аборта», – заявила сенатор.

Она добавила, что «многодетные семьи в России должны стать нормой общественной жизни». «Для этого женщины должны захотеть рожать детей. В государстве должны быть рассмотрены дополнительные меры материальной поддержки семей, в которых рождается четверо, пятеро и более детей», – считает Ковитиди.

Кроме того, она предложила ввести преференции для беременных студенток в части права на последующий перевод «с заочной, дневной, вечерней формы обучения с платной формой обучения на бюджетную, бесплатную». По мнению Ковитиди, это «может стать серьезным прорывом в решении вопроса повышения рождаемости среди молодежи».

Дополнить ст. 123 УК РФ в том виде, как это предлагает сенатор, невозможно с точки зрения юридической техники, говорит адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро Москвы «Мушаилов, Узденский, Рыбаков и партнеры» Сергей Узденский. По его словам, указанная статья предусматривает ответственность именно за незаконное проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. «Добавление сюда ответственности за уговоры, предложения и требования к совершению аборта полностью меняет объективную сторону преступления. Ведь это будет уже не только ответственность за медицинское вмешательство, но и за некую лингвистическую коммуникацию с беременной, что полностью не соответствует самому названию статьи УК и ее правовому смыслу», – сказал он «Ведомостям».

Кроме того, предлагаемые изменения создают правовую неопределенность в случае, когда лицо уговаривает женщину сделать аборт исходя из медицинской целесообразности, добавил Узденский. «Это может привести к тому, что врачи под угрозой уголовной ответственности станут опасаться предлагать аборт даже в тех случаях, когда он рекомендован или вовсе необходим беременной», – считает адвокат.

С предложением ввести федеральный закон о запрете склонения к аборту ранее обратился к Госдуме патриарх Кирилл, писали «Ведомости» 13 ноября. Председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин поручил комитету по охране здоровья рассмотреть это предложение. По словам патриарха, число абортов в России «по-прежнему остается высоким».

Он напомнил, как в августе Мордовия стала первым регионом, запретившим склонение к искусственному прерыванию беременности, и выразил надежду на то, что эта инициатива будет поддержана «в других регионах и на федеральном уровне». В ряде субъектов России подобный запрет поддержали: 22 октября законопроект об административных штрафах за склонение к абортам в заксобрание Тамбовской области внес губернатор Максим Егоров, 2 ноября аналогичный закон приняло заксобрание Тверской области по инициативе главы региона Игоря Рудени.

29 октября круглый стол, посвященный вопросам прерывания беременности, прошел в комитете Госдумы по охране здоровья. На нем представили и обсудили обобщенные предложения Русской православной церкви (РПЦ) по внесению изменений в законодательство, в том числе сокращение допустимых сроков проведения аборта и получение обязательного согласия на прерывание беременности от супруга. Также звучали предложения об исключении абортов из услуг частных клиник. Депутат Вероника Власова («Единая Россия») сообщала «Ведомостям», что комитет сформулирует свою позицию по поводу этих предложений к концу ноября, после анализа комментариев участников заседания – депутатов, представителей Минздрава, общественных и религиозных организаций, врачей и организаторов здравоохранения.

Патриарх Кирилл 8 ноября направил Володину письмо с просьбой проработать вопрос о законодательном запрете российским коммерческим клиникам проводить аборты, сообщала «Русская служба BBC» со ссылкой на копию письма и источник. После поручения Володина рассмотреть комитету по охране здоровья это предложение комитет направил вопросы медикам, экспертам и представителям частных клиник. Сбор комментариев продолжится до 20 ноября, сказал «Ведомостям» представитель пресс-службы комитета.

В ближайшее время жестких запретов не будет, считает политолог Ростислав Туровский. «На мой взгляд, пока все-таки будет расширяться число регионов, где будут принимать решения, призванные сократить число абортов административным путем. Многое зависит от того, как далеко процесс зайдет на региональном уровне – пока его не сдерживают и скорее поощряют. Если число регионов станет уже заметным, то может быть принято и федеральное решение», – сказал он «Ведомостям».