Половина россиян недовольны выбором профессии после школы

Большинство определялись со специальностью без давления родителей
Freepik
Freepik

46% россиян недовольны своим выбором профессии после школы, причем чаще всего об этом говорят опрошенные в возрасте от 19 до 24 лет. Об этом говорится в исследовании аналитиков направления «Высшее образование» школы IT-профессий Skillfactory и сервиса для поиска работы и сотрудников «Работа.ру». В опросе приняло участие 3500 респондентов старше 18 лет из всех регионов страны.

Почти половина россиян (47%) не работают по специальности, полученной после окончания школы. Треть из них (33%) были вынуждены переквалифицироваться. 14% работают по смежной специальности, еще 12% намерены уйти с нелюбимой работы в ближайшее время, 5% собираются переучиваться в будущем. Чаще всего переучивались опрошенные в возрасте 40–49 лет, отмечают авторы исследования.

7% респондентов отметили, что выбрали будущую специальность под давлением родителей. При этом большая часть (43%) опрошенных подчеркнула, что родители никак не влияли на их выбор, скорее даже поддержали – 22%. У 13% сложилась ситуация, при которой родители выражали свои предпочтения относительно профессионального пути, но решение принималось самостоятельно.

Как писали «Ведомости» 20 июля 2021 г., 39,3% молодых людей хотели бы сменить специальность при поступлении в магистратуру. Об этом говорилось в совместном исследовании МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ при участии швейцарской компании по аэрокосмическим технологиям Destinus (партнер МФТИ по организации обучения в магистратуре по аэроинженерии).

Доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Бондаренко считает, что обучающимся необходимо предоставить возможность исследовать разные профессиональные варианты. Особенно в том случае, если студент понял, что выбрал не ту специальность. «Следует поощрять освоение новых знаний и навыков, которые могут им помочь определиться с новым профессиональным путем. Университет может предоставить обучающимся информацию о других дополнительных программах и практиках, которые будут способствовать приобретению нового опыта для переориентировки», – отметила Бондаренко. Еще одним действенным методом помощи в таком случае считается прохождение стажировок в другой сфере, чтобы лично определиться, чем они хотят заниматься в жизни, заключила эксперт.

Сейчас нужно относиться к выбору профессии, как предприниматели относятся к выбору продукта и ниши, пояснил генеральный директор Changellenge Андрей Алясов. Для них ключевым является понятие пивотов (от английского pivot – смена направления), когда бизнес изменяется под окружающую действительность. «По статистике, наиболее успешные стартапы делают до 20 подобных пивотов, прежде чем найдут свое место. Так и с профессией: правда, я надеюсь, что большинству будет достаточно 3–5 пивотов в карьере», – отметил он.

Первый – это выбор вуза, второй – магистратуры, если направление было не то. Третий – попробовать новое направление в вузе через стажировку или кейс-чемпионат. Последние два пивота – это первое место работы и новый выбор через 2–3 года либо в рамках той же компании, либо в рамках новой, заключил Алясов.