Обсуждается сценарий участия в выборах 2024 года представителя «либерального фланга»
Кандидатом в таком случае мог бы стать человек, похожий на признанного иноагентом ВенедиктоваКандидат, представляющий либеральные силы, может принять участие в выборах 2024 г. Это один из сценариев будущей кампании, говорят четыре близких к администрации президента источника «Ведомостей».
В качестве примера подходящего кандидата эти собеседники «Ведомостей» назвали журналиста, бывшего главного редактора «Эха Москвы» (вещание станции приостановлено в 2022 г.) Алексея Венедиктова, признанного иноагентом.
Сам экс-главред «Эха» говорит, что к нему никто не обращался по поводу президентских выборов. «Это вне моих интересов. Политика – дело коллективное, и это не по мне. У меня не было и нет желания участвовать [в кампании], – сказал он «Ведомостям». – Никто из тех, кто меня знает, мне такого не предложит, а те, кто меня не знает и предложит, получат мой отказ».
В 2018 г. на президентских выборах интересы «либералов» представляла Ксения Собчак, которая баллотировалась от «Гражданской инициативы» (набрала 1,68%), кроме нее баллотировался Григорий Явлинский от «Яблока» (1,05%) и Борис Титов от Партии роста (0,76%). В 2012 г. в выборах принимал участие как самовыдвиженец бизнесмен Михаил Прохоров (7,98%), который еще до начала кампании лишился контроля над партией «Правое дело».
На этот раз «либерал» может выдвинуться от партии (она не определена). Если от парламентской, то это не потребует сбора подписей, если от внепарламентской – то около 100 000 подписей.
Обсуждение возможности участия такого кандидата началось еще весной, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». По его словам, именно тогда и прозвучало, что в выборах должен участвовать статусный либерал «типа Венедиктова».
Участие такого кандидата в кампании нелегко для власти, рассуждает источник: человек во время выборов должен высказываться критически по важным для государства вопросам. При этом, рассуждает он, результат такого кандидата показал бы, что все поддерживают политику действующего президента и считают, что спецоперация должна продолжаться.
Наверняка есть и другие потенциальные кандидаты, кроме Венедиктова, которые будут готовы баллотироваться, отмечает источник «Ведомостей».
Сам по себе статус иноагента не мешает участвовать в выборах, отмечают собеседники «Ведомостей»: он не поражает гражданина в пассивном избирательном праве. А Венедиктов, отмечает один из них, сам неоднократно писал о том, что иностранные агенты могут выдвигаться на выборах.
Например, 15 июня журналист упоминал у себя в Telegram-канале о разъяснении пленума Верховного суда, что подписи за кандидата будут недействительны, если он не указал статус иноагента: «Согласно законодательству, иноагенты не могут состоять на государственной и муниципальной службе или быть членами избирательных комиссий, но могут выдвигать свои кандидатуры на выборах».
Еще один собеседник говорит, что появление такой фигуры в целом правильно для кампании: «Чем больше выборы обсуждаются, тем выше явка».
Правда, у этого собеседника вызывает вопросы выдвижение кандидата вроде Венедиктова. В частности, необходимость публично критиковать спецоперацию, а также статус кандидата.
К примеру, если на выборы идет иноагент, ему надо будет открывать избирательный счет, куда поступают средства, говорит собеседник. «А кто это [финансировать кампанию иноагента] будет делать?» – задается вопросом собеседник «Ведомостей», отмечая, что в таком случае можно снять статус.
Но основной сценарий кампании, которая официально стартует в декабре, пока выглядит скорее как инерционный. Собеседники «Ведомостей» говорят, что от парламентских партий, вероятнее всего, выдвинутся лидеры КПРФ Геннадий Зюганов, лидер ЛДПР Леонид Слуцкий и Алексей Нечаев от «Новых людей» (в 2018 г. партии не существовало).
«Справедливая Россия – За правду» выдвигать никого на выборы не будет, а поддержит основного кандидата – так же партия поступала в 2018 г.
Трудно сказать, насколько сейчас велика необходимость в кандидате от либералов на президентских выборах, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Любой такой кандидат получит не слишком много – просто в силу того, что его избиратель критичен. И вообще неприход на выборы в этой среде популярен, рассуждает эксперт.
В пользу Венедиктова играют его известность, медийность, считает Виноградов: «Но сложно сказать, насколько он референтен для молодой части избирателей, если они вообще будут интересоваться выборами».
Юридический казус
В действующем законе о выборах президента в ст. 11 говорится, что участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, иностранных агентов в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов президента РФ, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, а также участие в избирательной кампании в иных формах не допускается. Это изменение закона от 5 декабря 2022 г. При этом в ст. 3 закона, в которой говорится о том, кто может быть выдвинут в кандидаты на президентских выборах, а кто нет, ограничений в отношении иностранных агентов нет. Зампред ЦИК Николай Булаев говорил, что перед выборами 2024 г. могут быть приняты изменения в законодательство, в том числе в закон о выборах президента. Это же подтверждал и председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас, который говорил, что идет работа над поправками в закон о выборах президента, но глобальных изменений не планируется.
На плебисцитарных выборах важно, чтобы все группы населения имели возможность получить своего кандидата, в том числе и оппозиционно настроенные, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Кто-то может проголосовать за представителя КПРФ и ЛДПР. Возможно, может появиться свой кандидат и у условных либералов».
Но кроме задачи политического представительства на выборах избирательная кампания – это еще и демонстрация статус-кво, добавляет Костин: «И в данном случае появление медийного кандидата, который способен вести яркую популистскую кампанию, – это вполне понятный ход». Правда, «приемлемо легендировать» появление такого кандидата в текущих условиях непросто.
«Если цель появления такого кандидата – повысить интерес к выборам, то овчинка выделки не стоит, драматизм нынешней ситуации и так приведет к высокой явке, – говорит Костин. – При любом стечении обстоятельств выборы 2024 г. будут носить референдумный характер».
Прежде либеральный кандидат показывал, что «эта часть политического спектра на выборах тоже представлена», сказал вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Он привлекал голоса наиболее преданных сторонников либеральных идей, при этом демонстрируя, что таковых немного. А в 2018 г. таких кандидатов было несколько, говорит Туровский. Трудно представить себе, кто пойдет на эту роль теперь, отмечает он.