Старшеклассникам с сентября 2023 года будут объяснять, почему началась военная операция

«Ведомости» ознакомились с главой единого учебника истории о конфликте на Украине
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

С сентября 2023 г. старшеклассникам историю будут преподавать по единому учебнику, авторами которого выступили помощник президента Владимир Мединский и ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Учебник «История России» для школьников 11-го класса будет включать в себя информацию с 1945 г. по начало XXI в. На обложке учебника – работники космической сферы и Крымский мост. Последняя глава будет посвящена событиям, которые привели к конфликту на Украине и самой спецоперации. «Ведомости» ознакомились с этой главой, которая называется «Россия сегодня. Специальная военная операция».

В этой главе 17 параграфов: «Отношения с Западом в начале XXI в.», «Давление на Россию со стороны США», «Противодействие стратегии Запада в отношении России», «Фальсификация истории», «Возрождение нацизма», «Украинский неонацизм», «Переворот на Украине 2014 г.», «Возвращение Крыма», «Судьба Донбасса», «Минские соглашения. Что это было?», «Обострение ситуации», «Специальная военная операция», «Противостояние с Западом», «Новые регионы», «Украина – неонацистское государство», «СВО и российское общество» и «Россия – страна героев».

В параграфе «Минские соглашения. Что это было?» говорится, что «после ряда военных поражений («Иловайский котел» в августе 2014 г.) Киев пошел на переговоры» и подписал сначала «Минские соглашения – 1», а затем «Минские соглашения – 2». «В тот момент нельзя даже было и представить, что стремление глав крупнейших европейских государств к миру на Украине лишь маска. Что же касается киевских властей, судьба жителей Донбасса их не интересовала. Находясь в тайном сговоре с НАТО, они просто морочили голову участникам минского процесса. В итоге частично был выполнен лишь один пункт соглашений – касающийся прекращения огня. Но и он Украиной постоянно нарушается», – говорится в подглавке.

Там же отмечается, что лидеры ФРГ, Франции и Украины «цинично признавались, что с самого начала воспринимали минские соглашения как дипломатическую уловку», а реальной целью было «дать Украине возможность нарастить и укрепить свою армию».

В параграфе про возвращение Крыма говорится, что мир в Крыму спасли дислоцированные там части российского Черноморского флота и прибытие Сил специальных операций. «Вежливые люди», как прозвали местные жители российских военных, обеспечили порядок и безопасность», – говорится в учебники. Далее отмечается, что подразделения ВСУ и СБУ были многочисленны в Крыму, но они были деморализованы и отказывались выполнять приказы Киева.

В подглавке про судьбу Донбасса сказано, что «в Донбассе в отличие от Крыма не было российских военных, там произошло народное восстание»: «Для защиты родной земли формировалось ополчение, в которое записывались ветераны-афганцы, милиционеры, учителя, шахтеры».

Противостояние России и Запада, как пишут авторы учебника, обострилось в начале 2020-х гг., когда к власти в США пришел Джо Байден и сменилось руководство Украины, участились обстрелы Донбасса, а подвижек по исполнению минских соглашений не было. На обращение России к руководству США и НАТО с предложением подписать новое соглашение, которое бы учитывало интересы России, «Запад ответил отказом в издевательской форме».

Далее рассказывается о том, что Киев «открыто заявил о желании обзавестись ядерным оружием», а «вступление в НАТО как государственная задача было закреплено в конституции Украины». «Возврат Крыма (согласно военной доктрине Украины) был объявлен Киевом задачей № 1», – говорится в учебнике. Далее отмечается, что если бы Украина, вступив в НАТО, спровоцировала военный конфликт в Крыму или Донбассе, то на основании устава НАТО Россия оказалась бы в состоянии войны с участниками блока – от США и Англии до Германии и Франции.

«Это был бы, возможно, конец цивилизации. Этого нельзя было допустить», – сказано в учебнике.

Далее в подглавке о спецоперации отмечается, что «российское руководство осознавало»: «Промедление в оказании помощи Донбассу может привести к повторению трагедии июня 1941 г.». «Тогда собранные в кулак германские войска без объявления войны и в нарушение договора о ненападении обрушились на СССР. Россия просто не имела права допустить повторения тех трагических событий», – говорится в учебнике. Далее речь идет о том, что Владимир Путин объявил о начале спецоперации, в том числе приводятся цитаты президента.

В параграфе о противостоянии с Западом повествуется, что «Запад завалил украинский режим деньгами и оружием», а против России были введены «беспрецедентные санкции, поскольку Запад «всеми способами пытается обрушить экономику России». Особо подчеркивается, что эти санкции «абсолютно незаконные». На иностранный бизнес в России оказывается давление, и, по сути, речь идет «об экономической блокаде нашей страны в сочетании с прямым воровством российских активов».

Далее рассказывается об активах России, которые были заморожены на Западе. Отмечается, что «общий ущерб невозможно оценить, но очевидно, что речь может идти о триллионе долларов». «Такая воровская «лихость» не снилась даже Наполеону при установлении континентальной блокады Англии. Тот воевал с государством, но не трогал частные средства англичан. По своей сути действия Запада ничем не отличаются от разграбления наших музеев нацистскими оккупантами в годы Великой Отечественной», – подчеркивается в учебнике.

В параграфах про Украину отмечается, что «сегодня любое инакомыслие на Украине жестко преследуется, оппозиция запрещена, все русское объявлено враждебным». Далее рассказывается о проведении «декоммунизации», о том, что в армии Украины «широко распространена запрещенная во всем мире символика частей СС» и «широко распространены лозунги «Москаляку на гиляку», «Бей русню», «Смерть москалям», «Хороший русский – мертвый русский».

Затем в параграфе про новые регионы указывается, что «Запад сделал ставку на то, что война может быть выиграна только на поле боя» и что «Западу нужно поражение России», поэтому у России не оставалось других альтернатив: из-за этого провели частичную мобилизацию, а ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области – референдумы «о будущем своей земли», затем были подписаны договоры об их вхождении в состав России. «Буквально с первых дней образования новых российских регионов Россия приступила к их восстановлению», – говорится в учебнике.

В подглавке про «СВО и российское общество» отмечается, что спецоперация «сплотила наше общество», это выразилось в подарках для военнослужащих, в помощи жителям новых регионов, «в настоящем культе гордости за бойцов СВО». «Нашим военным противостоит идеологически прокачанное, оснащенное оружием НАТО, подготовленная по их стандартам армия ВСУ, пополняемая зарубежными наемниками и инструкторами», – сказано в учебнике.

Далее рассказывается, что ВСУ использовали собственных граждан «как живой щит», оборудуя «позиции внутри жилых кварталов». «Такая изуверская тактика никогда не применялась раннее на своей территории ни одной армией мира в истории», – подчеркивается в учебнике.

После этого школьникам предлагается сделать из всего описанного выводы, а также отмечается: «Узнавая любую информацию о происходящем на Украине сейчас, помните – мировая индустрия по производству постановочных роликов, выбросов, фейковых фото и видео идет непрерывно, конвейером». Потом школьникам предлагают думать, «почему, зачем и за что» и в чьих интересах все это публикуют «популярные блогеры».

Заканчивается глава параграфом «Россия – страна героев», где перечисляются краткие биографии участников спецоперации с комментариями. Школьникам предлагают помнить, что «жизнь всегда сложнее, чем любые идеологические штампы», что нынешнее время будет предметом скрупулезного изучения. «Большое видится на расстоянии, какие-то оценки будут меняться, как это не раз бывало на всем протяжении нашей истории», – сказано в учебнике. «Врачи, учителя, гражданские служащие, волонтеры, военкоры и, конечно, наши военные – они и есть настоящие, невыдуманные герои нашего времени», – завершается эта глава учебника.

Дальше в учебнике расположены карта с новыми территориями, вопросы и задания по главе и отрывки из выступлений президента. Есть в главе и «Любопытные детали» – например, о том, что «в XVII в. население будущих «украинских земель» (Полтавщина, Запорожье, Черниговщина) добровольно вошло в состав Русского государства как часть единого народа», а Богдан Хмельницкий подписывал договор с Москвой как «гетман русского войска». В учебнике есть QR-коды, по которым можно попасть на выступления президента.

После каждого параграфа есть вопросы для подготовки. Например, после параграфа о перевороте на Украине в 2014 г. у школьников спрашивают, какую роль страны Запада сыграли в нем и можно ли было решить этот кризис мирным путем.

В самом начале учебника говорится, что он разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в редакции приказа Минпросвещения № 732 от 12 августа 2022 г., Федеральной рабочей программы среднего общего образования по истории и Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях России. Там подчеркивается, что «главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма».

На прошлой неделе на форуме молодых политологов «Дигория» советник департамента по координации вопросов государственной политики в исторической и гуманитарной сферах управления президента по общественным проектам Юрий Никифоров рассказывал о едином учебнике по истории для 11-го класса. Он говорил, что рабочую группу по созданию единых учебников по истории возглавляет Мединский. Он напоминал, что в 2013 г. президент Путин удивился 65 учебникам по российской истории. После этого был разработан историко-культурный стандарт, которому должны были соответствовать все учебники по истории, затем были разработаны три линейки учебников по истории, а с конца прошлого года началась работа над единым учебником.