Суд отправил проректора РАНХиГС Синельникова-Мурылева под домашний арест
Следствие ФСБ обвиняет его в растрате бюджетных денег, выделенных на научную работу по госзаказамЛефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия о домашнем аресте проректора по науке РАНХиГС Сергея Синельникова-Мурылева до 19 июня. В сообщении ЦОС ФСБ говорится, что противоправная деятельность проректора пресечена.
Там отметили, что Следственное управление ФСБ возбудило в отношении Синельникова-Мурылева уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ по факту растраты бюджетных денежных средств, выделенных на проведение научно-исследовательских работ сотрудниками РАНХиГС по заказам органов государственной власти РФ. При этом из картотеки суда следует, что проректор обвиняется по ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Особо крупный размер, согласно УПК, предусматривает мошенничество на сумму свыше миллиона рублей.
При этом представитель пресс-службы РАНХиГС сообщил «Ведомостям», что Синельников-Мурылев в настоящее время не является сотрудником вуза.
Синельников-Мурылев с 2008 г. занимает должность научного руководителя Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара. Помимо этого он преподавал в Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) и Московском физико-техническом институте (МФТИ). В 2019 г., по данным РБК, входил в число 10 самых богатых ректоров страны с доходом более 60 млн руб.
Это уже второе уголовное преследование о хищении бюджетных средств в отношении руководства РАНХиГС.
9 марта Никулинский суд Москвы приступил к судебному процессу по делу экс-замминистра просвещения Марины Раковой и ректора «Шанинки» Сергея Зуева. Кроме них на скамье подсудимых еще пять фигурантов: гражданский муж Раковой – Артур Стеценко, экс-сотрудники фонда и топ-менеджеры Сбербанка Евгений Зак и Максим Инкин, бывший исполнительный директор «Шанинки» Кристина Крючкова и проректор РАНХиГС Иван Федотов. Последний – единственный, кто, в отличие от других фигурантов, не признал вину полностью, а только частично, поскольку не согласен с квалификацией предъявленного ему обвинения. Все подсудимые в настоящий момент находятся под запретом определенных действий, кроме Федотова – он до сих пор под домашним арестом.
В этом уголовном деле был еще один фигурант, первый ректор академии – Владимир Мау. В настоящий момент он снят с должности по собственному желанию. 30 июня 2022 г. Тверской райсуд Москвы отправил Мау под домашний арест. Ему было предъявлено аналогичное обвинение, как и другим фигурантам в хищении средств. Но спустя месяц экс-ректору смягчили меру пресечения с домашнего ареста на подписку о невыезде, еще через несколько дней источники в окружении и пресс-служба РАНХиГС сообщили, что он вернулся на работу в качестве ректора.
В середине октября 2022 г., как сообщил «Ведомостям» адвокат ректора Алексей Дудник, дело о мошенничестве в его отношении было прекращено. Мау ушел в отставку в январе 2023 г.
Как установило следствие МВД, экс-замглавы Министерства просвещения Ракова с октября 2018 г. по март 2020 г. совместно с другими фигурантами и неустановленными соучастниками обеспечила заключение двух договоров с «Шанинкой» на оказание услуг и разработку образовательных проектов. МВД полагает, что в продолжение преступного умысла руководители учебного заведения представили заведомо фиктивные результаты работ по договорам, тем самым похитив около 22 млн руб. бюджетных средств.
Другой эпизод в деле, по которому проходит Зуев, связан с хищением денег у Фонда новых форм развития образования, выделенных в рамках реализации федерального проекта «Учитель года» нацпроекта «Образование».
По версии следствия, Зуев вступил в преступный сговор с Раковой и Заком в 2018 г., когда занимал должность директора Института общественных наук РАНХиГС, чтобы похитить денежные средства вуза. Втроем они фиктивно трудоустроили двенадцать сотрудников Минпросвещения по совместительству на должности научных сотрудников института, отмечали в МВД.
26 октября 2022 г. в Москве был арестован еще один ректор – Михаил Балыхин. Он возглавляет ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет». Балыхин также обвиняется в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ).