Генпрокуратура признала Transparеncy International нежелательной в России

Организация была включена в реестр НКО-иноагентов в 2015 году
Ведомости
Ведомости

Генпрокуратура России признала деятельность международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International (TI) нежелательной. Об этом сообщили в Telegram-канале Генпрокуратуры. Речь идет о международной неправительственной организации Transparеncy International со штаб-квартирой в Берлине. В релизе Генпрокуратуры уточняется, что руководство ею осуществляют «граждане зарубежных стран».

«По результатам изучения поступивших материалов Генеральной прокуратурой РФ принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности Transparеncy International со штаб-квартирой в Берлине (ФРГ), руководство которой осуществляют граждане зарубежных стран», – сказано в сообщении.

Уточняется, что такое решение было принято в связи с деятельностью организации, которая «явно выходит за рамки декларированных целей и задач». В Генпрокуратуре добавили, что Transparency International вмешивалась во внутренние дела России, тем самым угрожая основам конституционного строя и безопасности страны. 

Генпрокуратура также направила данные об организации в Минюст для внесения в соответствующий перечень.

«Мы ознакомились с решением, опубликованным на сайте Генеральной прокуратуры. Нам неизвестно, что послужило основанием для этого решения. Сейчас мы изучаем это заявление на предмет наших возможных действий», – сказал «Ведомостям» гендиректор российской организации Илья Шуманов (внесен в реестр иностранных агентов) в ответ на вопрос, продолжит ли работать российская TI.

Российское подразделение Transparency International было внесено в перечень НКО-иноагентов Минюста в апреле 2015 г. В марте того же года тогдашний председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, выступая на конференции «Партнерство государства и бизнеса», заявила, что общественная активность против коррупции может быть использована для разрушения национального суверенитета. Депутат привела пример событий на Украине, где, как она считает, «под видом борьбы с коррупцией была разрушена вся система государственной власти».

Transparency International занимается расследованием коррупции по всему миру. В 2020 г. в организации сообщили, что Россия практически не расследует дела о международных взятках. Для анализа ситуации Transparency International изучает работу следственных и судебных органов стран, которые присоединились к Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

Адвокат бюро ZKS Андрей Гривцов отметил, что Transparency International в России занималась борьбой с коррупцией и участия в политической деятельности с ее стороны он не наблюдал. «Решение проблемы коррупции должно носить комплексный характер, и поэтому важны общественные организации, которые будут напоминать, что в этой сфере у нас не совсем все в порядке. А сейчас получается, что даже если будут такие организации, то они абсолютно лояльные», – сообщил «Ведомостям» Гривцов.

«Мы наблюдаем стремление нашей страны в принципе абстрагироваться от участия во всех международных организациях, которые приостановили членство России, и на очереди, к сожалению, даже FATF, что уж говорить об TI, признанной иностранным агентом», – сказал «Ведомостям» старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин. По его словам, это лишь подтверждение той очевидной политической декларации России, что с борьба с коррупцией будет носить «свой собственный национальный характер», без участия евроатлатического мира в любых его формах и проявлениях.

В России есть отдельная дочерняя организация по названием «Трансперенси Интернешнл - Р» (внесена в реестр иностранных агентов в 2015 г.), она в список нежелательных не попала. При этом в России уже были прецеденты, когда Генпрокуратура признавала нежелательной международную, а не российскую структуру, но при этом члены последней преследовались по закону о деятельности нежелательных организаций.

По информации на сайте Минюста, в перечень нежелательных входят 75 организаций. С начала года в этот реестр добавили «Форум свободной России», Фонд Андрея Сахарова и «Проект Медуза» (юрлицо издания «Медуза», которое в России признано иноагентом).

29 декабря 2022 г. президент России Владимир Путин также подписал указ об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции. Как сообщал «Ведомостям» глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников, декларации депутатов и сенаторов не будут публиковаться уже с 2023 г.

9 января Путин внес в Госдуму законопроект, предлагающий денонсировать конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, подписанную Россией в 1999 г. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тогда заверял, что «это никоим образом не подрывает наш внутренний законодательный потенциал по борьбе с коррупцией». «У нас весьма и весьма жесткое законодательство. Работает целая система. Естественно, нельзя сказать, что ее удалось искоренить, ее не удалось искоренить нигде в мире. Но это не компанейщина, а это последовательные многолетние действия [по борьбе с коррупцией], которые будут продолжаться», – сказал он. Законопроект одобрили Госдума и Совет Федерации, 28 февраля президент его подписал.