Минобрнауки утвердило концепцию преподавания истории в вузах

Ее разработчики пообещали уйти от «крена в сторону европоцентризма»
Михаил Терещенко / ТАСС

Министерство науки и высшего образования утвердило концепцию преподавания курса «История России» для неисторических специальностей в вузах. Об этом сообщил глава министерства Валерий Фальков на заседании экспертного совета по развитию исторического образования. По его словам, главная большая цель на данный момент – это воспитать гражданина, осознающего сопричастность к истории страны.

«Российской молодежи нужна опора в виде достоверных знаний. <...> Базовые знания об истории России должны получать все, кто получает высшее образование, вне зависимости от специальности и направления», – считает Фальков. Он также напомнил, что с 1 сентября 2023 г. во всех вузах будет читаться обновленный курс истории в размере 140 часов, 80% из которых отводятся на контактную работу (т. е. взаимодействие аудитории с преподавателем). Фальков убежден, что преподавателям необходимо делать ставку на классическую аудиторную работу – лекции и семинары, в том числе в небольших группах, чтобы подготовить «думающих людей». «Рекомендую активно привлекать молодежь к преподаванию истории», – добавил он.

Председатель Российского исторического общества и директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин напомнил собравшимся о 80-й годовщине победы советских войск в Сталинградской битве. По его словам, образ города стал символом стойкости, мужества, а также мощной духовной опорой перед лицом любых внешних угроз и вызовов, «перед лицом любых врагов, в какие бы блоки и международные секты они ни объединялись». Говоря о новой концепции преподавания истории, Нарышкин поддержал Фалькова в том, что со студентами необходимо проводить контактную работу с семинарами и лекциями. «Подчеркну, любой формализм губителен в решении стоящей перед нами государственной задачи. У высших учебных заведений должна сохраняться необходимая свобода действий и возможность пользоваться собственными методическими наработками и образовательными технологиями», – заключил он.

Принципы утвержденной концепции объяснил директор Института российской истории РАН Юрий Петров, который непосредственно участвовал в ее разработке. По его словам, учебный курс в вузах будет включать в себя не только преподавание отечественной, но и всеобщей истории. В качестве наиболее актуальных тем мировой истории были выбраны революции и реформы, освоение новых территорий и колониальная политика, причины и предпосылки глобальных конфликтов и мировых войн. Большое внимание уделяется странам Европы, но это не означает «некоторого крена в сторону европоцентризма», подчеркивает эксперт.

«Многие ведущие процессы мировой истории так или иначе разворачиваются или берут свое начало в Европе, и Россия своей историей была теснее всего связана с европейскими странами», – отмечает Петров. Концепция также закрепляет в учебном курсе региональную и отраслевую историю. Необходимо показать студентам, какие важные процессы в истории России отразились в истории края. Отраслевая же история важна как аспект профессиональной подготовки. К примеру, при изучении тем социально-экономической области необходимо уделять внимание истории развития транспорта, строительства и т. д., заключил Петров. Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, в свою очередь, отметил, что на основе концепции будут готовиться учебники на конкурсной основе, а также дидактические материалы.

По словам заместителя министра образования Константина Могилевского, выработка мер по внедрению концепции стартует уже в ближайшие дни. Впереди подготовка методических материалов для вузов, разработка специальных курсов повышения квалификации для преподавателей, а в перспективе и создание новых учебников по истории для неисторических специальностей и направлений подготовки.

Имеющийся опыт и стабильный интерес студентов к данному курсу свидетельствуют о том, что дисциплина «История России» может быть включена в число обязательных, сказала «Ведомостям» заместитель руководителя Школы исторических наук ВШЭ Галина Бабкова. По ее словам, разработанная концепция предлагает учитывать специфику специальностей неисторического блока. Она указала на то, что в вопросе преподавания региональной истории возможным видится совмещенный вариант, предусматривающий ее изучение как в рамках школьной программы, так и в высших учебных заведениях. В последнем случае концепция предусматривает органичное включение истории регионов в общий курс: это позволит контекстуализировать и индивидуализировать изучаемые исторические реалии и процессы и, как результат, сделать преподавание более интересным для студентов, добавила Бабкова.

Президент исторического факультета МГУ Сергей Карпов указывает на то, что каждый вуз должен руководствоваться содержанием концепции, но творчески применять ее, исходя из своих интересов и возможностей, но при этом не уменьшая объема и направленности преподавания. «В рамках автономии университета объем и преподавание истории определялись самими факультетами. На многих из них были курсы истории России, на некоторых – курсы истории конкретной науки в связи с отечественной историей», – отметил Карпов. По его словам, теперь курсы истории России в полном объеме станут изучаться на всех факультетах МГУ, но для обеспечения этого необходимы дополнительные кадровые и финансовые ресурсы.