Здравоохранение, IT и педагогика остаются популярны у абитуриентов
Вузы чаще всего предлагают обучение экономике, IT и менеджменту, не сильно востребованному у выпускников
Топ-5 наиболее востребованных направлений у выпускников школ сохранил прошлогоднюю тенденцию в приемную кампанию в 2022 г., говорится во второй части ежегодного мониторинга качества приема в российские вузы за 2022 г., подготовленного НИУ ВШЭ. С ним ознакомились «Ведомости».
Что нужно абитуриентам
На первом месте по числу совокупно принятых абитуриентов (бюджет + платное отделение) остается здравоохранение, на это направление было зачислено совокупно 50 467 человек (52 477 в 2021 г.). Здравоохранение просело за счет сокращения числа как бюджетных (-369), так и платных мест (-1746).
Авторы исследования объясняют снижение числа мест «уравновешиванием» количества обучаемых специалистов год от года, а падение интереса к здравоохранению – завершением пандемии. «Эти меры принимаются, для того чтобы не было переизбытка специалистов на рынке труда. Для более глубокого понимания процессов необходимо смотреть на эти тенденции в более долгосрочной перспективе», – говорит директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.
На втором месте по количеству принятых абитуриентов теперь IT-специальности: информатика и вычислительная техника (45 249 поступивших против 44 461 в 2021 г.), а замыкает тройку педагогическое образование (40 843 принятых выпускника школ). Направление педагогики в 2022 г. увеличилось за счет 919 бюджетных и 571 платного места.
Традиционно в пятерку вошли также юриспруденция (37 728) и экономика (29 579). Но если у юриспруденции прирост бюджетных и платных мест значителен (+2493), то экономика в приемную кампанию потеряла 459 бюджетных мест и значительно больше – 2325 – платных.
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко говорит, что существенных изменений в 2022 г. в топ-5 не произошло из-за инерции рынка высшего образования, который оперативно не перестраивается. Как правило, даже перераспределение платных мест согласуется с Минобрнауки, но во многом это регулирует сам рынок, отмечает Реморенко.
Что предлагают вузы
Количество университетов, которые принимают по той или иной специальности, показывает ее доступность и уровень конкуренции в отрасли, отмечают авторы исследования НИУ ВШЭ. К примеру, экономика остается самой распространенной специальностью в вузах: в России ее можно получить платно или поступив на бюджет в 442 из 882 вузов – участников исследования.
Также экономика – лидер по числу вузов, которые с 2020 г. перестали ее преподавать (-27). Падение интереса у вузов и абитуриентов к 2022 г. характерно и для большинства технических специальностей: транспортные средства потеряли 26 вузов, по 19 – «автоматика и управление» и «технологические машины и оборудование», еще 17 – энергетика.
Что говорят в Минобрнауки
Распространена информатика и вычислительная техника, которой можно обучиться в 410 учебных учреждениях. Наряду с вузами, где учат IT, в пятерку входят образовательные учреждения, где готовы обучить менеджменту (370 вузов), юриспруденции (338), экологии (240).
Специальность «здравоохранение», также входящую в топ по популярности у выпускников в России, можно получить лишь в 103, ее по этому показателю опережает, например, сельское и рыбное хозяйство, которое преподают в 108 учреждениях.
«Несмотря на ряд трансформаций и внешних шоков, произошедших в 2022 г., мы не наблюдаем значительных изменений в динамике качества приема в разрезе укрупненных групп направлений подготовки. Можно даже сказать, что изменений меньше, чем в 2021 г. Абитуриенты и их родители имеют стабильные предпочтения», – сообщил «Ведомостям» научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
С чем справились абитуриенты
Наиболее высокие результаты, эквивалентные пятерке, в прошлую приемную кампанию показали абитуриенты востоковедения и африканистики со средним баллом ЕГЭ 80,6 (бюджет + платное), но это направление немассового приема, на него зачислено менее 2000 абитуриентов.
Также высокие баллы продемонстрировали поступающие на теорию искусств (79,5), политологию (77,7) и философию (77), эти специальности также не отметились массовым интересом выпускников школ (меньше 3000 поступающих на каждое направление).
Как проводилось исследование
Пятерка самых крупных специальностей находится примерно в середине списка по среднему баллу ЕГЭ: 68+ баллов. Эти показатели можно считать высокими, «близкими к пятерке», с учетом массовости этих направлений, пишут авторы исследования. Заметное снижение среднего балла продемонстрировали только три специальности: «эксплуатация авиационных систем» (-2,9), «охрана памятников» (-2,3) и «дизайн» (-2,3).
Низкие средние баллы (60 и ниже), стремящиеся к тройке, у морской техники, управления водным транспортом и сельского и рыбного хозяйства.
Цена обучения
Самым дорогим направлением в 2022 г. для платного обучения стал дизайн, за него абитуриенту и его семье пришлось бы заплатить 283 798 руб. за год.
По сравнению с 2021 г. дизайн подорожал более чем на 16 000 руб. Вторым затратным направлением стало управление водным транспортом, за него в 2022 г. университеты просили в среднем 258 481 руб., значительного увеличения стоимости не произошло. Также в тройке дорогих специальностей – «морская техника», цена этого направления не изменилась с прошлогодней и составила 257 481 руб.
Значительно подорожали международные отношения (+20 814 руб., 229 867 руб. за год), политология (+15 130 руб., 219 800 руб. за год), а также реклама и связи с общественностью – один из лидеров по увеличению числа платных мест в 2022 г.: +21 587, 196 082 руб. в год за обучение.
Более приемлемыми по цене обучения были, к примеру, государственное и муниципальное управление – 159 991 руб. в год, экология (159 656 руб.), филология (157 436 руб.), психология (155 795 руб.). За наиболее «дешевые» специальности – «библиотеки и архивы» и «профессиональное обучение» – вузы просили 135 823 и 128 754 руб. соответственно.
Сейчас Россия сталкивается с трансформацией профессиональных квалификаций, приводятся слова главы Минобрнауки Валерия Фалькова в мониторинге ВШЭ. «Мы переходим в определенной степени к самообеспечению технологиями, это порождает дополнительные сегменты высококвалифицированных инженерно-технических кадров, но главное – совершенно меняет модель подготовки инженеров. В условиях отказа многих носителей технологий от их поставки и обслуживания в РФ необходимые инженеру компетенции расширяются, его труд приобретает сложность, в нем растет элемент непредсказуемости. Компетенции инженера выходят за рамки стандартных наборов квалификаций»,- прокомментировал рейтинг министр.