Путин предложил ввести в вузах «Основы российской государственности»

Члены Госсовета попросили создать нацпроект по молодежной политике
Вице-премьер Татьяна Голикова, министры, губернаторы новых и старых регионов выслушали и высказали предложения по улучшению жизни молодежи
Вице-премьер Татьяна Голикова, министры, губернаторы новых и старых регионов выслушали и высказали предложения по улучшению жизни молодежи / Евгений Разумный / Ведомости

Первое очное заседание Госсовета за три года президент Владимир Путин начал с того, что через 10–20 лет достижения молодых людей будут влиять на развитие России. «А их устремления и помыслы <...> будут определять ее будущее», – сказал президент.

Среди предложений, которые перечислил президент, – создание условий для прохождения практики в волонтерских центрах и благотворительных фондах, организация подразделений Росмолодежи во всех регионах к 2024 г. (сейчас они есть в 40 из 89 субъектов).

Но особо Путин подчеркнул «содержательное наполнение молодежных проектов».

«В связи с известными событиями геополитического характера молодежь попала под шквал информационных атак и оказалась в весьма уязвимом положении», – отметил он. Поэтому он предложил разработать и внедрить в учебные процессы отдельный академический курс, посвященный истории и основам российской государственности.

С предложением внедрить такой курс выступила и руководитель Росмолодежи Ксения Разуваева, выступавшая на Госсовете после президента. По ее мнению, он «станет важным шагом в формировании правильного фундамента той социально значимой работы, которую ребята сегодня ежедневно ведут».

Как появилась идея

«Ведомости» писали 3 ноября о том, что курс разрабатывается под кураторством первого замруководителя администрации президента Сергея Кириенко.

Обсуждался этот курс в конце октября на конференции по проблемам мировоззрения и общественных наук «ДНК России» в Сочи. Начальник управления президента по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев говорил, что в курсе должны учитываться три компонента: национальные идеи (которые «должны быть четко провозглашены и понятны»), исторический опыт и социологический запрос.

Аналогичные курсы были раньше, полагает социолог Алексей Рощин: «Начиналось с истории КПСС на первых курсах [вузов], потом переходили к научному коммунизму и затем марксистская философия». Есть и другие способы вовлечь молодежь в работу, считает он.

Другие предложения

У губернаторов на Госсовете были другие предложения. К примеру, глава ЯНАО Дмитрий Артюхов предложил создать отдельный нацпроект, посвященный работе с молодыми людьми и мерам поддержки этой сферы. Также он предложил разработать стратегию молодежной политики до 2030 г. и на федеральном уровне создать экспертный центр, где на системной основе будет проводиться научно-аналитическое сопровождение этой темы.

А губернатор Камчатки Владимир Солодов попросил поднять зарплату для тех, кто работает в сфере молодежной политики: «Мы вносим предложение – поручить правительству РФ вместе с регионами обеспечить повышение [оплаты] труда работников учреждений по работе с молодежью до уровня среднемесячной заработной платы в регионе». Сейчас их зарплата на 30–40% ниже тех, кто работает на схожих позициях в образовании или культуре, заметил Солодов.

О необходимости помогать в трудоустройстве молодых людей 14–18 лет заявил губернатор Амурской области Василий Орлов. Также он предложил поддержать работодателей, которые помогают трудоустраивать молодых людей.

Вице-премьер Татьяна Голикова предложила рассмотреть вопрос снижения страхового взноса при трудоустройстве молодежи в возрасте от 14 до 18 лет: можно было бы рассмотреть вопрос о распространении на таких подростков, точнее, на работодателей, которые принимают на работу таких подростков, работающих по договору или гражданско-правовому договору, пониженного страхового взноса в 7,6%.