Российское военно-историческое общество начало обсуждать 100-летие СССР

На площадке «Манежа» прошла дискуссия о том, что стоило бы заимствовать из советского прошлого
Участники форума спорили о национальной идее в России/ t.me/oper_goblin

22 ноября в выставочном зале «Манеж» открылся форум «История для будущего. К 100-летию СССР», организованный Российским военно-историческим обществом (РВИО) Владимира Мединского (сам он в это время участвовал в открытии памятника Фиделю Кастро). Первый день мероприятия прошел без крупных политических, зато при участии культурных деятелей. К моменту начала первой панели, посвященной советскому наследию, зал оказался почти заполнен. В ходе нее журналист Петр Лидов, блогер Дмитрий Пучков («Гоблин»), писатель Александр Цыпкин и общественный деятель Трофим Татаренков обсуждали, «что бы мы взяли с собой в настоящее из СССР».

Их взгляды на некоторые из тем расходились. Например, по словам Татаренкова, борьба с враждебным влиянием в сфере информации, в числе прочего распространяемым через Telegram-каналы и СМИ, вещающие из-за рубежа, может прекратиться, если ввести в России «великий файервол», как в Китае, сделать интернет в стране полностью автономным. Цыпкин выступил против этой идеи и заявил, что свобода слова в стране необходима: «Ведь СМИ – это иммунная система государства». Именно отсутствие информации с мест и стало одной из причин краха СССР, уверен писатель.

Также участники панели спорили о национальной идее в России. Татаренков заявил, что, по его мнению, в стране уже давно не было идеи, от которой у населения «горели бы глаза», а идея обычной счастливой жизни «никого не возбуждает». По мнению Пучкова, действительно, важной национальной идеи в России не появлялось с момента первого полета человека в космос в 1961 г. «Русский народ заточен под задачи космического масштаба», – отметил блогер и добавил, что в будущем россиян могла бы всерьез заинтересовать только «задача для всей планеты».

Также Пучков, видимо, учитывая повод для дискуссии, выступил за принятие атеизма «на государственном уровне», но допустил существование в стране религий, которые не являлись бы при этом отражением государственной идеологии. «Попытки притащить православие на смену КПСС провалились, священник не может быть политруком», – подчеркнул он. С ним не согласился Татаренков, который посчитал, что атеизм не может быть государственной идеей, так как он представляет собой контридею. По мнению Лидова, государство должно поддерживать религии внутри страны, при этом не выделяя ни одну из них.

Участники дискуссии согласились, что из наследия СССР в настоящем нужнее всего советское кино: в современной России снимается много хороших фильмов, но шедевров среди них нет. По мнению Татаренкова, это может быть связано с тем, что «киноделы начали копировать Голливуд». «Раньше показывали роман парня и девушки, а теперь это неинтересно, – говорит Пучков. – Вот парень и парень! А еще лучше – парень и собака!» Чтобы поднять уровень российской кинопродукции, в эту сферу следовало бы вернуть не цензуру, но контроль за качеством, заявил по этому поводу Цыпкин.

Происходящее сейчас на медийном поле можно считать настоящей информационной войной, заявил в ходе форума гендиректор ИРИ Алексей Гореславский. «Контент и форма контента сейчас являются оружием, – подчеркнул он. – И мы можем противодействовать этому, мы можем создавать свой контент». По словам эксперта, делать это крайне важно, так как в числе прочего речь идет и о переписывании истории: «Если мы не снимаем фильм про Сталина, за нас это сделает Netflix».