Минобрнауки разрабатывает цифровую систему для опросов в российских вузах среди студентов
Она потребуется, чтобы корректировать программы воспитанияМинобрнауки намерено внедрить в российских вузах цифровую систему проведения опросов среди студентов, преподавателей и административного состава. Об этом сообщил замминистра Дмитрий Афанасьев в ответ на депутатский запрос депутата Госдумы Яны Лантратовой. «Ведомости» ознакомились с копиями обоих документов.
Депутат предлагала министру Валерию Фалькову организовать мониторинг актуальных политических и социальных настроений в вузах и выявлять «возможные факты травли, которой могут подвергаться студенты за пророссийскую позицию, поддержку военной операции и присоединения к России ДНР, ЛНР и Запорожской и Херсонской областей».
В ответе ведомства указывается, что, согласно закону «Об образовании», вузы осуществляют «воспитание обучающихся при освоении ими образовательных программ». В законе также указаны основные права студентов, «к ним, в частности, относится право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений». «Вместе с тем за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека <...> предусмотрена административная и уголовная ответственность», – напомнили в Минобрнауки.
При этом там заявили, что сейчас уже «прорабатывается вопрос о внедрении цифровой системы для проведения опросов, автоматизированного сбора и анализа данных в целевых аудиториях». В ответе депутату уточнялось, что цифровая система разрабатывается «в рамках осуществления Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 гг. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.». Эту дорожную карту утвердило правительство в 2020 г. При этом в самом плане информации о подобной системе не содержится, но там есть, в частности, задание по проведению мониторинга внедрения рабочей программы воспитания в образовательных организациях, но сроки этого мероприятия ограничены 2021–2022 гг.
Представитель Минобрнауки подтвердил «Ведомостям», что во исполнение Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 гг. Стратегии развития воспитания в РФ Минобрнауки прорабатывает вопрос о внедрении цифровой системы для проведения опросов, автоматизированного сбора и анализа данных в целевых аудиториях (студенты, преподаватели, административный состав) госвузов. «Это позволит оптимизировать проводимые министерством сборы данных и мониторинги о трудоустройстве выпускников, по освещению добровольческой деятельности и другие», – отметили в вузе. «В настоящий момент ведется проработка этого вопроса», – добавили там.
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики Ирина Мерсиянова считает, что это будет инструментом для сбора информации о состоянии общественного мнения в вузах. Проректор РАНХиГС Андрей Марголин считает логичным, что система опроса появилась именно в рамках госстратегии по развитию воспитания: «Воспитательная работа сейчас приобретает особую значимость. Мы же понимаем, что многие вопросы воспитательной работы [в последние годы] были упущены, в том числе связанные с патриотическим воспитанием. Понятно, что этим нужно заниматься».
Мерсиянова рассказала, что в ВШЭ уже около 10 лет действует подобная система на базе Центра внутреннего мониторинга университета. Среди студентов проводят опросы об удовлетворенности различными аспектами обучения, об аспектах студенческой жизни, о внеучебной деятельности и общественной работе, среди преподавателей – о степени их нагрузки и удовлетворенности оплатой труда, по итогам которых вводятся различные меры оценки и стимулирования. Также проводится и мониторинг среди административно-управленческого персонала. «И если такая система появится в масштабах всей страны, то это существенный плюс», – считает Мерсиянова. Она добавила, что мониторинговая система ВШЭ уже использовалась и для полномасштабных опросов, например для изучения общественного мнения волонтеров по всей стране.
Проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов сообщил, что система опроса студентов есть почти в каждом вузе и фиксирует мнение студентов об образовательном процесс: «У нас она привязана к конкретным преподавателям. Также мы опрашиваем работодателей об удовлетворенности подготовкой студентов, когда они приходят к ним на практику либо устраиваться к ним после завершения обучения». Опросы, по словам Сафонова, помогают понять, как вы воспитываете студента в качестве личности, адаптированной к социальной жизни.
Все мониторинги, которые проводит Минобрнауки, сейчас проходят на добровольной основе, сказали в ведомстве.