Общественная палата предложила создать нацпроект по развитию новых регионов
На его финансирование в 2023 году предлагается направить 1 трлн рублейОбщественная палата (ОП) предложила разработать национальный проект, который обеспечит восстановление и развитие жилищного фонда, социальной, промышленной, транспортной и логистической инфраструктуры новых субъектов России, следует из ее заключения на проект федерального бюджета на ближайшие три года, с которым ознакомились «Ведомости». На его финансирование предлагается выделить из бюджета 1 трлн руб. в 2023 г. и по 1,2 трлн руб. в 2024 и 2025 гг.
Новый нацпроект позволит обеспечить всесторонний – государственный, ведомственный и общественный – контроль за ходом реализации мероприятий, призванных обеспечить рабочими местами, жильем, объектами социальной и производственной инфраструктуры жителей соответствующих регионов, поясняет ОП.
В конце сентября президент Владимир Путин подписал законы о принятии Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей в состав России. До 1 января 2026 г. будет действовать переходный период для их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ. В начале октября премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о назначении новым заместителем главы Минстроя Вадима Васильева, который должен заняться развитием новых регионов.
Восстановительные процессы
Любые подсчеты на данный момент носят оценочный характер, было бы неправильно говорить о точных расходных обязательствах бюджета на новые регионы до завершения СВО, сообщил «Ведомостям» член комиссии ОП по территориальному развитию и местному самоуправлению Илья Зотов. При этом уже сейчас можно говорить о количестве социальных учреждений, коммунальной и транспортной инфраструктуре, где важно организовать восстановительные процессы, но нужно понимать, что ряд городов будут восстановлены в другом виде, заметил он. Справедливо, если за все процессы восстановления будет отвечать Минстрой с последующей передачей задач по использованию объектов в другие ведомства по функционалу, считает собеседник. Несмотря на приличные расходы на восстановление городов и территорий, в проекте бюджета нет цифры по планируемым доходам, однако очевидно, что часть средств вернется в бюджет в виде налогов, отметил Зотов.
Представители правительства, Минстроя и Минфина не ответили на запросы «Ведомостей». Ранее министр финансов Антон Силуанов говорил, что траты на новые регионы в бюджете предусмотрены.
Национальные проекты, которые были разработаны по поручению президента в 2018 г., в настоящее время реализуются по 14 направлениям: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные качественные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука и университеты», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда», «Международная кооперация и экспорт», «Цифровая экономика», «Туризм и индустрия гостеприимства» и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Согласно внесенному в Госдуму проекту федерального бюджета финансирование всех нацпроектов в 2023 г. запланировано в объеме 2,9 трлн руб., в 2024 г. – 2,96 трлн руб. Значительные ресурсы будут предусмотрены на восстановление дружественных территорий, указывал Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на следующую трехлетку. Однако конкретные суммы в документе не уточнялись. В целом расходы федерального бюджета в 2023 г. должны составить 29 трлн руб., в 2024 г. – 29,4 трлн, в 2025 г. – 29,2 трлн.
Лучше госпрограмма
Отдельный нацпроект по новым регионам делать не стоит, поскольку это достаточно сложная организационная история, считает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Роман Волков. Кроме того, нужно будет решать те же задачи и проблемы, что и в рамках действующих нацпроектов, добавил он. Более подходящим форматом, по мнению эксперта, стала бы единая госпрограмма для четырех новых областей на какой-то переходный период, чтобы довести их уровень до близкого к среднероссийскому, а потом можно будет делать отдельную госпрограмму для каждого из этих регионов. Госпрограмма поможет объединить усилия ведомств, тогда как без нее может образоваться разнобой, когда Минстрой решает свои задачи, Минтруд – свои и т. д., пояснил он.
Указанные ОП объемы финансирования найти в бюджете можно, но сложно оценить, насколько они соответствуют актуальным задачам, отметил Волков. Здесь нужно смотреть и разбираться по каждому региону отдельно, какие задачи в первую очередь там нужно решать, в каком состоянии у них инфраструктура и т. д., добавил эксперт.
Суммы, предложенные ОП, взяты в рамках различных экспертных заключений, считает политолог Александр Немцев: на восстановление территорий действительно потребуется серьезный объем средств, поэтому таким цифрам можно верить. Некоторые проекты уже реализуются – например, выделены средства на ремонт дороги Таганрог – Херсон, отметил он. При этом, по словам эксперта, местным органам власти сейчас не под силу администрировать такие большие суммы, которые могут быть выделены на восстановление новых территорий. В то же время о масштабных восстановительных работах говорить сейчас сложно, учитывая, что объекты находятся близко к линии соприкосновения и нет гарантий, что они не будут разрушены, добавил Немцев. «Можно проводить минимальные восстановительные работы. К примеру, Мариуполь сейчас находится достаточно далеко от линии соприкосновения. Другая ситуация с Херсоном, Васильевкой или Донецком – там пока не имеет смысла закладывать средства на восстановление жилых зданий или дорог. Если и можно заложить, то не известно, когда будут освоены», – продолжил эксперт.
Сам факт запуска такой дискуссии является крайне позитивной тенденцией, полагает Немцев: это указывает на то, что после прекращения военных действий восстановление будет гарантировано. «Обозначение огромных сумм говорит о серьезных намерениях власти», – заключил он.