Компании начали бронировать сотрудников от призыва
Официальных разъяснений от правительства и профильных ведомств о не подлежащих призыву специалистах по-прежнему нетПервыми за составление списков не подлежащих призыву сотрудников взялись IT-компании и операторы связи. Подготовку таких бумаг «Ведомостям» подтвердили несколько сотрудников двух крупнейших федеральных операторских компаний и двух IT-структур. У операторов связи, обслуживающих элементы критической информационной инфраструктуры, традиционно была и есть бронь на высококвалифицированных технических специалистов, объяснил представитель федеральной компании связи. Причем это правило действует еще с советских времен, уточнил он: «А если человек добровольно откажется от брони и попадет под мобилизацию, за ним сохранят рабочее место».
Составлением списков IT-специалистов, претендующих на бронь, занялись и в других компаниях. Например, банк Дом.РФ формирует свой перечень IT-специальностей, «обеспечивающих непрерывность процессов компании и ее деятельности по реализации государственных программ и проектов развития», рассказал «Ведомостям» представитель пресс-службы банка. Подобные списки специальностей и сотрудников имеются в каждой крупной организации, уверяет он. В настоящее время Дом.РФ направил письма в адрес Минцифры России и Минстроя России с просьбой предоставить информацию об особенностях мобилизации сотрудников IT-специальностей, добавил представитель банка.
В Минцифры не стали комментировать информацию об инициативной подготовке списков компаниями, заверил представитель ведомства.
В соответствии с законодательством далеко не любая организация имеет право на бронирование своих сотрудников. В правилах освобождения от призыва граждан, утвержденных постановлением правительства в 2010 г., указано, что оно осуществляется для сотрудников органов и организаций, имеющих мобилизационные задания, выполняющих комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время или осуществляющих работу по подготовке граждан по военно-учетным специальностям.
В 2015 г. Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, утвердила новую инструкцию по бронированию, но она в открытом доступе никогда не размещалась. В аналогичной инструкции этой комиссии 1999 г. (не публиковалась, но есть в распоряжении «Ведомостей») конкретизировались сами задания: поставка продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд российских регионов или «местных нужд» (т. е. нужды муниципальных образований). Кроме того, в качестве оснований для включения в систему бронирования указывалось наличие у организации «задач на военное время и продолжение деятельности в военное время в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, жизнедеятельности населения и устойчивой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и экономики, подтвержденное решениями федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления».
В эту категорию попадают, например, фармкомпании. Руководство компании Biocad 21 сентября разослало своему персоналу письма, в которых работодатель сообщал о своем праве бронировать сотрудников. Копия письма есть в распоряжении «Ведомостей». В письме это право объяснялось тем, что Biocad – это предприятие непрерывного цикла, производящее лекарства. Заместитель генерального директора Biocad по работе с органами государственной власти Алексей Торгов отказался комментировать внутреннюю рассылку.
Производитель инсулинов «Герофарм» готовит запрос в Минпромторг для понимания перечня должностей, которым предоставляется отсрочка, сказал представитель этого системообразующего предприятия. Запрос «Ведомостей» в Минпромторг остался без оперативного ответа. Председатель совета директоров группы компаний «Р-фарм» Алексей Репик сообщил, что их компанию никто не уведомлял о подобных бронированиях. Не слышал ничего про это и президент крупнейшего производителя фармсубстанций «Активный компонент» Александр Семенов.
Кому положена бронь
На федеральном уровне работу системы освобождения от призыва контролирует Межведомственная комиссия по вопросам бронирования военнообязанных. Она образована указом президента РФ в августе 1992 г. (отдельно каждый регион также формирует свою комиссию). В нее должны были входить представители Минэкономразвития, Минобороны, Генштаба, но позже в состав комиссии также включили, в частности, представителей Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. Состав комиссии утверждает само правительство. Последний раз распоряжение правительства о назначении главы комиссии выпускалось в 2018 г. – им стал Юрий Борисов, на тот момент вице-премьер, а сейчас директор госкорпорации «Роскосмос».
Помимо межведомственной комиссии решения об организации работы по бронированию граждан принимают федеральные органы госвласти и территориальные комиссии регионов. Таким образом, возможность компании на бронирование сотрудников зависит от того, предоставили ли ей эти органы такие полномочия. Адвокат и правовой советник консалтинговой группы «Компромисс» Галина Гузаева подтвердила «Ведомостям», что информации о наличии таких решений в открытом доступе нет: «Узнать это можно только в комиссии по бронированию по месту регистрации юридического лица. В комиссии нужно получить комплект документов для бронирования». По ее словам, в комиссии выдадут выписки из перечней должностей и профессий, по которым осуществляется бронирование сотрудников, а также инструкцию.
Согласно анализу «Ведомостей», бронирование граждан производится по перечням должностей и профессий, которые утверждает комиссия, и по отдельным ее постановлениям. Это также регламентирует постановление правительства 2010 г. По методическим рекомендациям комиссии, которые приняты в июле 2017 г. (также предназначены для служебного пользования), бронированию не подлежат, например, зачисленные в запас граждане, не прошедшие военную службу по призыву без законных оснований, а также водители «транспортных средств, машин и механизмов, предназначенных для поставки по мобилизации в вооруженные силы». Кроме того, нельзя бронировать сотрудников, которые в случае мобилизации «предназначены в специальные формирования», а также тех, кто заключил контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве.
В этих методических рекомендациях оговаривается, что на весь период мобилизации прекращается бронирование граждан, призываемых на военную службу по мобилизации, «если они в мирное время не были забронированы». Таким образом, работу по бронированию граждан организации должны были вести задолго до объявления частичной мобилизации. Если организации начали только сейчас поднимать вопрос о бронировании своих сотрудников, значит, либо у них нет права на бронирование, либо, являясь включенными в систему бронирования организациями, они не исполняли необходимые требования учета сотрудников, говорит Гузаева. По ее словам, руководство организации назначает ответственное лицо по бронированию сотрудников – как правило, это кадровые сотрудники, которые осуществляют воинский учет: «Они составляют списки сотрудников, кто подлежит бронированию и кому нужны отсрочки от призыва. При этом необходимо учесть перечни должностей и профессий, по которым бронируют сотрудников». Затем данный список направляется в военкомат, в комиссию по бронированию, где он согласовывается. Утвержденный список хранится в организации.
Забронированным сотрудникам нужно оформить удостоверение об отсрочке. Бланк для него нужно взять в военкомате. Забронированных граждан, пребывающих в запасе, нужно снять с общего учета и поставить на специальный воинский учет. Для этого нужно направить в военкоматы извещения о зачислении сотрудников на специальный воинский учет.
Источник «Ведомостей» в промышленности говорит, что в стране огромное количество системообразующих предприятий и конкретный список тех, кто может бронировать своих сотрудников, должно сформировать правительство. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу правительства РФ.
Инициативное составление списков сотрудников не принесет результата, полагает советник генерального директора Positive Technologies Артем Сычев: «Кадровые департаменты не могут знать, какие военно-учетные специальности в какой момент могут быть востребованы».
В компании «Киберполигон» также никаких списков не составляют и пока не планируют этого делать, сообщил ее представитель. «Не сомневаемся, что у командования ВС РФ здравый смысл в их действиях преобладает и наших IT-специалистов в пехоту никто ставить не будет», – заключил он.