Россия с 16 сентября перестанет быть стороной Европейской конвенции по правам человека

В Страсбургский суд продолжают обращаться более охотно, чем в комитеты ООН
Теперь в ЕСПЧ и СЕ могут работать только граждане стран – участников Совета Европы
Теперь в ЕСПЧ и СЕ могут работать только граждане стран – участников Совета Европы / FREDERICK FLORIN / AFP

Россия перестает являться стороной Европейской конвенции по правам человека с 16 сентября – это следует из распространенной в марте резолюции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Ее суд выпустил после прекращения членства России в Совете Европы. В резолюции суд указал, что продолжит рассматривать обращения от россиян, но при условии, что факты «действий или бездействия [со стороны государства], которые могут представлять собой нарушение Конвенции, имели место до 16 сентября 2022 г.».

Жалобы из России составляли большинство обращений в ЕСПЧ – более 24%, сообщил «Ведомостям» представитель Совета Европы (СЕ). С 1998 г. (момент ратификации Россией конвенции) «общее количество вынесенных ЕСПЧ по российским заявлениям постановлений составило 3495, из них 309 ведущих, т. е. выявляющих структурные и системные проблемы», сообщили в СЕ.

Общая сумма присужденных компенсаций по ним без учета самых крупных составила 152 502 702 евро. Как рассказала «Ведомостям» адвокат Ольга Гнездилова, с момента исключения России из СЕ, Страсбургский суд вынес постановления по 16 делам из России, что она оценила как «обычную скорость». По словам Гнездиловой, ее заявители все еще просят подавать их обращения в первую очередь в Евросуд, а не в комитеты ООН, которые являются альтернативной ЕСПЧ мерой международной защиты прав человека: «Заявители надеются на изменение ситуации [с членством России в СЕ], даже если решение будет через 10 лет». Еще одной из причин, отметила она, является надежда на получение компенсации, так как мнения комитетов ООН носят рекомендательный характер и не предполагают выплат конкретных компенсаций.

Адвокат Александр Передрук также отметил, что мнения комитетов ООН не предполагают обязательных компенсаций, тогда как решения ЕСПЧ о компенсациях Россия обычно выполняла. Также решения ЕСПЧ являлись основанием для пересмотра дел в российских судах по существу, тогда как комитеты ООН такими компетенциями не обладают. «Хотя в определении Конституционного суда от 28 июня 2012 г. высказывалось мнение, что позиция комитетов ООН может стать основанием для пересмотра дела, но ни в одном официальном кодексе такого основания все еще нет», – говорит Передрук.

Юрист Марина Агальцова отмечает, что ЕСПЧ стал реже коммуницировать новые обращения.

Юрист Центра защиты прав человека «Мемориал» (создан после того, как ПЦ «Мемориал» был внесен в реестр НКО-иноагентов и ликвидирован) Татьяна Глушкова пояснила, что в ЕСПЧ для работы с обращениями россиян действовала целая секция юристов более чем из 30 человек, тогда как в комитетах ООН всеми жалобами из государств – членов ООН занимается чуть более 20 человек. Индивидуальные жалобы против России, напомнила она, сейчас возможно подать в четыре комитета ООН – Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Все комитеты, кроме тех, что занимаются правами человека и пытками, занимаются более узкими проблемами, предположила она.

При этом теперь в ЕСПЧ и СЕ ни одного сотрудника только с российским гражданством остаться не должно: там могут работать только граждане стран – участников Совета Европы, отметила Глушкова: «Соответственно, возникает вопрос, кто будет [помогать] рассматривать оставшиеся в ЕСПЧ жалобы из России».

Она также выразила опасение, что и отношение к жалобам из России в ЕСПЧ изменится: в июне в России был принят закон о неисполнении решений ЕСПЧ, вступивших в силу после 15 марта – когда Россия решила полностью выйти из Совета Европы.