Госдума направит в ООН доклад о «нацификации образования» на Украине
Эксперты отмечают, что творение исторического мифа характерно для стран СНГГосдума направит в ООН доклад о ситуации с «нацификацией образования» на Украине. Как рассказал журналистам заместитель председателя Госдумы Борис Чернышов (ЛДПР), доклад подготовлен, чтобы «мир узнал об украинских преступлениях в сфере образования».
В докладе, с которым ознакомились «Ведомости», депутаты пишут, что власти Украины героизировали коллаборационистов времен Второй мировой войны, в том числе основателя Украинской повстанческой армии (УПА) Степана Бандеру. В школьных учебниках истории говорится, что они боролись за независимость Украины против «советского режима», утверждают авторы доклада.
Также, пишут депутаты, в учебниках искажались факты и события Второй мировой войны. Например, оборонительная подготовка СССР трактовалась как «подготовка Москвы к захвату Европы», а освобождение советскими войсками Украины от немецких фашистов подавалось как провал Киева в борьбе за собственную независимость. Тему героизации повстанцев продвигали также органы образования, уверяют авторы доклада: предлагали школам проводить тематические уроки, уроки мужества, песенные фестивали и выставки, посвященные годовщинам УПА.
Чернышов сообщил, что уже обратился в Генпрокуратуру России с просьбой возбудить уголовное дело в отношении министра образования Украины Сергея Шкарлета, а также всех министров образования, которые были в стране с 2014 г., в отношении авторов учебников, в которых есть «пропаганда нацизма», также «в отношении руководителя Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича», который продвигал героизацию УПА. Последний был уволен с этой должности в 2019 г.
Правда, из примечаний к докладу следует, что депутаты анализировали не сами учебники, а список дополнительной литературы.
В образовании Украины делается ставка на национализм, но национализм – это не нацизм, отметил первый зампредседателя комитета Госдумы по высшему образованию и науке Олег Смолин (КПРФ). «Судя по тому, что я видел в украинских учебниках, там история выстроена так, чтобы максимально отдалиться от России», – констатирует Смолин. «Большая часть постсоветских режимов были националистическими, но степень выраженности этого [националистического] движения была разная. Кто-то менял кириллицу на латиницу, душил русский язык, кто-то превращал русских в «неграждан». Это цена развала Советского Союза», – сказал депутат.
Процесс построения национально-исторического мифа характерен для стран, которые только выстраивают свою государственность, говорит председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский, но на Украине он шел без оглядки на действительность, основывалось на выдуманном прошлом. Он пояснил, что выстраивание «своего мифа» помогает странам оценить реальность через объяснение прошлого. Вместе с тем Могилевский отметил, что профессиональные исследования истории должны основываться на научных методах.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин приводит в пример Грузию: там после распада СССР стали интерпретировать вхождение страны в Российскую империю в 1801 г. как поглощение. Казахстан, как утверждалось в советское время, был создан большевиками. А сейчас Казахстан заявляет, что он наследник Золотой Орды и других государств, которые ранее находились на этой территории, напомнил эксперт. «Даже Белоруссия хоть и с запозданием, но творит свой национально-исторический миф, – говорит Макаркин. – Там обсуждаются идеи, что Белоруссия – истинный наследник Великого княжества Литовского».
Российские же депутаты на разоблачении украинского мифа не остановятся. Они намерены подготовить доклад про иностранное вмешательство в дела российского образования, сообщила первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия»). «Порой подобные книги, методички попадают и на нашу территорию. И преподаватели начинают использовать риторику против России, получая бюджетные деньги», – отметила она. Куда будет направлен доклад, она не уточнила.