Родители школьников стали лучше относиться к инклюзивному образованию
25% родителей поддерживают совместное обучение своих детей с детьми, имеющими особенности развитияРодители российских школьников стали лучше относиться к тому, что их дети будут обучаться вместе с детьми с особенностями здоровья.
18% родителей против инклюзивного обучения, 25%, напротив, поддерживают его. Это результаты ежегодного исследования компании VK (проекты «Дети Mail.ru» и «Добро Mail.ru»). Опрос проводился онлайн среди 6900 родителей с 8 по 15 августа. 44% родителей сообщили, что относятся нейтрально к инклюзивному обучению. Остальные затруднились ответить.
«Полученные данные говорят о том, что у родителей по-прежнему мало реального опыта по вопросам инклюзивного обучения, – отмечают авторы исследования. – У 16% опрошенных в классе есть ребенок или дети с задержкой развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, синдромом Дауна или другими особенностями». При этом 18% респондентов сообщили, что у их детей есть проблемы с коммуникацией, сложности с концентрацией и памятью, а также с опорно-двигательным аппаратом.
Подавляющее большинство (75%) сказали, в что в их классе не обучаются дети с особыми потребностями. «При этом большинство родителей не уверены, готова ли их школа к обучению особенных детей: около 40% не смогли ответить на этот вопрос, – отмечают авторы опроса. – 37% считают, что в школе недостаточно условий для инклюзивного обучения».
По данным мониторинга Минпросвещения, треть российских школ (более 10 000) и пятая часть детских садов (более 8000) доступны для совместного образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В 2021 г. ВЦИОМ, фонд «Обнаженные сердца» и ассоциация «Аутизм-регионы» провели исследование информированности россиян об инклюзивном образовании и отношении к нему. Две трети респондентов (66%) заявили, что положительно относятся к совместному обучению своих детей с детьми, имеющими особенности развития. Об отрицательном отношении заявили 16% респондентов, 13% относятся нейтрально.
К исследованию VK в этом году присоединилась образовательная онлайн-платформа для школьников «Учи.ру», которая провела опрос среди учителей об их отношении к инклюзивному образованию. В этом опросе (проходил 1 по 8 августа) принял участие 6161 респондент. Согласно ответам, 63% учителей имеют опыт работы с детьми с особенностями развития. При этом 27% учителей считают, что инклюзивное обучение положительно влияет на учебный процесс. «Остальные опрошенные затруднились с ответом или считают, что оно никакого влияния не оказывает», – отмечают авторы исследования.
Руководитель сервиса «ДоброMail.ru» Александра Бабкина сообщила «Ведомостям», что основное отличие опроса этого года в том, что изучено мнение не только родителей, но и учителей: «Мы решили сделать наше исследование шире в том числе потому, что поняли: значительных изменений по отношению родителей к инклюзивному обучению не происходит. Сотрудничество экспертов, учителей и родителей и новые технологии в обучении должны помочь развитию инклюзии в российских школах».
«Сейчас есть в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге огромное количество общеобразовательных школ, в которых директора несколько лет назад сами прошли переподготовку, повышение квалификации – инклюзивная политика внутри школы, – рассказывает Ирина Пудовинникова, руководитель направления «Инклюзивное образование» в благотворительной организации «Журавлик». – Основные игроки, которые двигают что-то вперед, – это родители, которые уже объединились в некоммерческие организации и сообщества».