В России не нашли контрафактных лекарств
Росздравнадзор впервые за пять лет подвел итоги международной операции «Пангея»Росздравнадзор впервые с 2017 г. обнародовал итоги международной операции «Пангея» (проводится с 2008 г. в 100 странах): вместе с правоохранительными органами медики выявляют лекарственные средства, которые продавать нельзя. Как заявил «Ведомостям» представитель ведомства, контрафакта в России в 2022 г. выявлено не было.
Контрольные закупки проводились в 23 регионах России. В шести субъектах РФ, в том числе в Ростовской, Сахалинской областях, Кабардино-Балкарии и др., «были установлены факты незаконного оборота лекарственных препаратов». В Росздравнадзоре также сообщили, что «принято решение о блокировке 973 интернет-ресурсов, на которых нелегально продавались лекарственные средства».
В последний раз Росздравнадзор отчитывался о результатах операции в 2017 г. Тогда в ходе «Пангеи» в РФ было обнаружено 23 партии нелегальных лекарств и распространение 106 незарегистрированных медизделий. Но контрафакт тогда также не выявлялся, сообщало ведомство.
1551 упаковка
незарегистрированных лекарств была выявлена в 2022 г.
«За последние пять лет общее количество забракованных серий лекарственных средств – недоброкачественных, контрафактных, фальсифицированных – уменьшилось в 4 раза, – сказал «Ведомостям» представитель Росздравнадзора. – В частности, в 2021 г. из общего количества проверенных препаратов было забраковано менее 0,12%».
Генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк полагает, что в России действительно «мизерное количество фальсифицированных препаратов». Он напомнил, что до 2014 г. Росздравнадзор выявлял крупные партии фальсификата, но в 2014 г. в Уголовном кодексе появилась статья об ответственности за оборот фальсифицированных лекарственных средств, предусматривающая до 10 лет лишения свободы: «Это резко уменьшило количество фальсификата, с тех пор его объем держится на уровне 0,1% от всего объема лекарств в России».
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов полагает, что фальсификата в России «действительно практически нет, только единичные случаи». Но он отметил, что контрафакт активно реализуется в нелегальных каналах, «где льется рекой»: например, это препараты-дженерики от гепатита C, не зарегистрированные в России.
21 июля о результатах «Пангеи» заявила представитель МВД России Ирина Волк. Она говорила также, что «в течение последних двух лет очевидна тенденция к увеличению количества преступлений в фармацевтической сфере», которая обусловлена реализацией сильнодействующих веществ и оформлением сертификатов о вакцинации от коронавируса за денежное вознаграждение.