Количество мигрантов выросло на четверть, несмотря на кризис
Иностранных рабочих привлекает высокий курс рубляСанкции, уход иностранных компаний и возникшие в связи с этим кризисные тенденции в российской экономике не привели к оттоку трудовых мигрантов из России. К такому выводу пришли эксперты РАНХиГС, анализ опубликован в июньском выпуске исследования «Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития».
На 1 мая 2022 г. на территории России находилось 3,35 млн трудовых мигрантов, что только на 18% меньше, чем в допандемийном 2019 году, и на четверть больше, чем в 2021 г. на ту же дату, говорится в исследовании со ссылкой на данные МВД. Число трудовых мигрантов не показывало резких сокращений и не опускалось ниже 3 млн человек с начала спецоперации, сообщила автор обзора, ведущий научный сотрудник лаборатории исследований демографии, миграции и рынка труда ИНСАП РАНХиГС Юлия Флоринская. По ее словам, данные получены от МВД по запросу, в открытых источниках они не опубликованы.
Пока что традиционные для кризисов явления на трудовом рынке не проявляются, говорит Флоринская. В частности, повышение безработицы среди мигрантов, значимые сокращения их зарплат и выдавливание иностранной рабочей силы с рынка труда не зафиксированы, продолжила эксперт. Хотя, как правило, в подобные кризисы мигрантов всегда увольняют в первую очередь, подчеркнула она.
Несмотря на фактическое отсутствие оттока мигрантов, обострения конкуренции между российскими и иностранными работниками не наблюдается, говорится в мониторинге РАНХиГС. Во многом это объясняется заметными различиями в отраслях занятости обеих категорий работников. Иностранные рабочие больше заняты в таких отраслях, как строительство, сельское хозяйство и ЖКХ, а российские наиболее востребованы в образовании, здравоохранении и государственном управлении. Рост конкуренции между обеими категориями работников возможен в сферах торговли, промышленности, услуг и занятости у частных лиц. Работодатели могут отдавать предпочтение российским рабочим, так как их проще оформлять и меньше шансов навлечь на себя различные проверки, предупреждают исследователи.
По данным последнего опроса ИНСАП РАНХиГС, проведенного в конце марта в многофункциональном миграционном центре «Сахарово», только 6% опрошенных рабочих-мигрантов заявили, что потеряли работу в связи с усилением санкционного давления и началом спецоперации, 5,5% опрошенных отметили сокращение заработной платы и только 8% столкнулись с трудностями при переводе денег на родину. При этом 62,4% опрошенных сообщили, что не заметили никаких изменений.
91% всех трудовых мигрантов, по последним данным, являются выходцами из стран СНГ, 83% из них представлены рабочими из стран Средней Азии – Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, говорится в мониторинге. В 2019 г. доля граждан из этих стран составляла 72% от всего объема трудовой миграции, подчеркивается в документе. С 2019 г. в 5 раз сократилось число рабочих из Молдавии и с Украины, в 2 раза сократилось число рабочих из Азербайджана, на 40% – из Армении: национальное разнообразие иностранных трудовых мигрантов исчезает, констатируют эксперты РАНХиГС.
Исторический минимум
В мае 2022 г. уровень безработицы в России снизился до 3,9%, что стало новым историческим минимумом – следует из доклада Росстата о социально-экономическом положении населения России за январь – май 2022 г. В мае 2022 г. общая численность безработных составила 2,95 млн человек. Прошлого исторического минимума уровень безработицы в России достиг в сентябре 2021 г. – тогда этот показатель достиг 4,3% и держался на этой отметке на протяжении четырех месяцев.
При этом статистика легализации демонстрирует серьезность намерений большинства трудовых мигрантов задержаться в России надолго: приехавшие на короткий срок мигранты, как правило, менее законопослушны, следует из мониторинга. Из всех находившихся в России на 1 мая трудовых мигрантов действительными документами для работы – разрешениями на работу или патентами – обладали 2,2 млн; еще 877 000 мигрантов из стран – членов ЕАЭС имели право работать без таких документов. Таким образом, около 93% всех находившихся в это время в России иностранных рабочих имели право легально выйти на российский рынок труда. Такой высокий уровень потенциальной легализации держится с конца 2021 г., тогда как в предыдущие годы он был на уровне 70%, что во многом служит наглядной демонстрацией позитивного влияния разрешительных, а не ограничительных мер, полагают эксперты РАНХиГС.
Трудовые мигранты в настоящий момент не испытывают серьезных трудностей, так как востребованным остается их труд в строительной и жилищно-коммунальной сферах, а также в сфере услуг, считают эксперты, опрошенные «Ведомостями». Также эксперты называют крепкий рубль источником заинтересованности мигрантов в работе на территории России.
Представители Минтруда и МВД на запрос «Ведомостей» не ответили.
Дороги и бани
Одна из причин, по которым положение иностранных рабочих не показывает резкого ухудшения, – это летние сезонные работы, считает Флоринская. Мигрантов активно привлекают в сельском хозяйстве, причем это не только крупные агропромышленные комплексы, но и отдельные домохозяйства, напомнила она. Также многие именно летом активно проводят ремонт у себя в квартирах или на дачных участках, где тоже в значительной степени заняты иностранные рабочие, добавила эксперт. К концу лета мигранты могут уже более болезненно ощутить кризис: если россияне будут терять рабочие места, то, скорее всего, они будут пытаться занять нишу услуг, где трудится значительная часть мигрантов.
Традиционно трудовые мигранты занимают на рынке труда нишу, которая мало подвержена серьезным изменениям и неизменно пользуется спросом у работодателей: чаще всего, помимо сектора строительства, это разнопрофильное приложение в сфере услуг и ЖКХ, рассуждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. В этом направлении рынка труда стабильный спрос при любых обстоятельствах, а динамика изменений в заработной плате не слишком заметна. За последние несколько месяцев с учетом общей неопределенности можно было наблюдать некоторый отток разнорабочих со строек, но это компенсируется растущим рынком E-grocery, предположил Сигал.
Еще одним фактором, который значительно влияет на положение иностранных рабочих, является стабильный госзаказ в сфере строительства, добавил эксперт Финансового университета Андрей Гусев. Например, расходы на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планировалось увеличить на 60%. В некоторых регионах России доля иностранных работников в строительной отрасли достигает 80%, и повышение затрат государства на строительные проекты дает им некоторую гарантию стабильной заработной платы. Наиболее негативное влияние на себе ощутили так называемые экспаты, специалисты высшего уровня из стран Европы и Северной Америки, которые были вынуждены покинуть Россию вместе с зарубежными компаниями начиная с конца февраля, напомнил эксперт.
Фактор рубля
Укрепление рубля за последнее время как по отношению к доллару и евро, так и по отношению к валютам основных стран – поставщиков рабочей силы способствует росту заинтересованности мигрантов в российском рынке труда, считает Гусев. Зарабатывая в России, они смогут получать больше при переводе средств в местные валюты.
Двукратное укрепление российской валюты позволяет даже при снижении объемов рублевых заработков получать не меньше доходов в своей валюте, добавил он. Если тенденция сохранится, к концу года Россия столкнется с притоком мигрантов.
Кроме этого, страх, связанный с невозможностью переводить деньги на родину из России, себя не оправдал: многие иностранные рабочие совершают переводы в рублях, добавила Флоринская.
Опыт пандемии привел к снижению волатильности рынка труда и работники и работодатели готовы смириться с потерей части заработка – лишь бы была обеспечена стабильность в условиях трудоустройства, считает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. Эксперт отмечает, что ограничение импорта и рост цен уже начинают оказывать негативное влияние на положение иностранных работников в таких отраслях, как строительство и торговля, но работодатели при этом предпочитают стабильно выплачивать минимальный социальный пакет и не занижать зарплату, чтобы не потерять работников.