В суды поступает мало дел, связанных с экологией
Эксперты связывают это с недостатками законодательстваЗа последние 10 лет количество «экологических» дел, которые рассматривали российские суды, увеличилось втрое. Об этом сообщил на заседании президиума Верховного суда (ВС) его председатель Вячеслав Лебедев.
В 2021 г. суды рассмотрели 87 000 дел «экологических» категорий. Среди них – дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; о прекращении или приостановлении экологически опасной деятельности; об оспаривании действий органов власти и должностных лиц в сфере экологии; а также по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды.
В эту же статистику входят уголовные дела об экологических преступлениях. Представлявший обзор уголовной практики судья ВС Олег Зателепин отметил, что в структуре судимостей экологические преступления составляют незначительную долю – 1%.
«Несмотря на их [виновных в преступлениях] относительно небольшое количество, они причиняют существенный, трудновосполнимый, а иногда и невосполнимый вред окружающей среде», – сказал судья.
Согласно данным Судебного департамента при ВС, доля дел об экологических преступлениях (ст. 246–262 УК) в судах в 2019 г. составила 1,2%, в 2020 г. – 1,3%, в 2021 г. – 1,3%.
Зателепин пришел к выводу, что суды «в целом правильно применяют соответствующее, в том числе отраслевое законодательство», руководствуясь разъяснениями, содержащимися в постановлениях пленума ВС.
Уровень экологической ответственности в стране достаточно низкий, а законодательных норм, которые бы привлекали в том числе бизнес к ответственности, мало, соглашается руководитель практики экологии и климатической безопасности АБ «А-ПРО» Диана Нетесова. «Суды вспомнили о том, что существует уголовный вид ответственности за экологические нарушения, только около года назад, когда заговорили о загрязненности воздуха в промышленных городах», – замечает юрист.
По ее словам, также играет свою роль и то, что чисто экологических норм в России мало: «Около 90% норм фактически санитарно-гигиенические. Используются достаточно широкие формулировки, которые дают возможности «тонкого лавирования» для минимизации штрафов».
В целом экология и экологические нарушения не являются объектом интереса граждан, считает эксперт Герогий Каваносян: они могут пройти мимо и не заявить об этом в надзорные органы. К примеру, лишь каждое пятое нарушение экологического законодательства доходит до взыскания ущерба с виновного, а остальные «отделываются штрафами», говорит он.