Программы Минпросвещения по общественно-научным предметам сделают обязательными

Также обсуждается введение госзаказа на разработку учебников по каждой из них
Вариативность при разработке программ обучения может создавать хаос, полагают депутаты Госдумы, которые сейчас работают над поправками в закон об образовании
Вариативность при разработке программ обучения может создавать хаос, полагают депутаты Госдумы, которые сейчас работают над поправками в закон об образовании / Егор Алеев / ТАСС

Программы обучения по ряду предметов общего образования могут стать едиными и обязательными, а не примерными, как сейчас. Кроме того, будут введены процедуры госзаказа на разработку учебников по каждой из программ и требование к утверждению коллектива их авторов. Это следует из проекта поправок (с ними ознакомились «Ведомости»), которые подготовлены ко второму чтению законопроекта о «дебюрократизации» российского образования.

Комитет Госдумы по просвещению действительно работает над текстом поправок, подтвердила его председатель Ольга Казакова («Единая Россия»).

Законопроект о «дебюрократизации» российского образования в первом чтении был принят 9 июня 2022 г. Он вводит нормы, снимающие «бумажную» нагрузку с учителей. Его авторами выступила группа единороссов из Совета Федерации и Госдумы. Авторы предложили определить перечень учебно-методической документации, которую будут готовить педагогические работники, и запретить дублировать в бумажном виде документы, которые уже есть в электронном.

Ко второму чтению инициатива может измениться. Судя по проекту поправок, закон будет предусматривать существенные корректировки уже в порядок выбора работниками образования и образовательными учреждениями учебных программ – сейчас они готовят их на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и руководствуются «примерными» образовательными программами.

В предложенной редакции законопроекта предлагается оставить понятие «примерная основная образовательная программа» только для учреждений среднего профессионального образования (СПО), т. е. колледжей. Для всех остальных, т. е. детских садов и школ, планируется ввести новое понятие – «федеральная основная общеобразовательная программа» (ФООП).

ФООП будут предлагать уже конкретную рабочую программу воспитания и обучения, которая будет включать учебный и календарный планы. ФООП – это обязательный минимум требований к содержанию общего образования, поясняет источник в Госдуме. К каждой из ФООП будет разрабатываться и свой список учебников и учебных пособий, «содержание которых должно соответствовать требованиям ФГОСа и положениям ФООП», добавляет он.

Казакова в апреле 2022 г. заявила «РИА Новости», что нужно «выстроить понятную, четкую систему» и уйти от вариативности, которая подразумевается «примерной образовательной программой». «Сейчас нет понятия «золотого стандарта», а только примерные программы, – заявила Казакова «Ведомостям». – Но вариативность не должна создавать хаос. Мы предлагаем понятный четкий норматив – ФООП, ядро знаний, единое для всех школьников, отступать от которого нельзя».

При этом закон по задумке его авторов должен предполагать, что некоторые ФООП «подлежат непосредственной реализации» и перечень таких программ также определит Минпросвещения, отмечает собеседник «Ведомостей». Как отметил источник в Госдуме, обязательными должны стать программы как минимум по общественно-научным предметам – истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Также обязательными, отметил он, будут федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.

Минпросвещения должно будет разработать и утвердить ФООП до 1 марта 2023 г., основные общеобразовательные программы должны быть приведены в соответствие с ФООП до 1 сентября 2023 г.

Поправки также вводят процедуру госзаказа на разработку учебников в комплекте с учебными пособиями, ее будет осуществлять Минпросвещения. По словам источника «Ведомостей», министерство будет также утверждать и авторский коллектив учебников. «Ведомости» написали запрос в ведомство.

Сейчас поправки находятся на финальной стадии согласования, рассказал «Ведомостям» источник на Охотном Ряду, их планируется принять в весеннюю сессию.

Сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий напомнил «Ведомостям», что с 1 сентября 2021 г. уже вводятся новые ФГОСы для начальной и средней школы, для которых уже сделаны примерные рабочие программы и издаются новые учебники. Вводить новые требования, которые вступят всего через год после очередных изменений, он считает «странным и удивительным». А содержание примерных рабочих программ и так приводит процесс обучения к общему знаменателю, полагает он.

Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина считает поправки ужесточением контроля за школой: «Сейчас проверке подлежит только соответствие программы ФГОСам, которые довольно расплывчаты». Она отметила, что примерные рабочие учебные программы также уже не слишком подразумевают вариативность – в последние годы Минпросвещения постепенно выводило по одной образовательной программе по определенным дисциплинам, в которые тем не менее пытались включать «как можно больше», чтобы сохранить простор для вариаций, теперь получается «жесткая конструкция».

Академик Российской академии образования Александр Асмолов отмечает, что предлагаемые поправки направлены на полную унификацию образования. Исполнительный директор Ассоциации развития педагогического образования Владимир Шаповалов заявил «Ведомостям», что законопроект соответствует «запросу педагогического и родительского сообществ на унификацию программы и литературы»: «Поправки работают на создание единого образовательного пространства, что создает равные условия для школьников из разных частей нашей страны».

Он говорит, что создание единых требований к содержанию учебного процесса, дополненных требованиями к издательской деятельности, – «назревший и насущный вопрос»: «Мы получаем много писем о том, что в учебниках есть либо содержательные проблемы, либо проблемы с ценностными ориентирами. Должен быть единый заказчик, который будет формировать издательскую политику, и этой структурой должно быть государство».