НКО демонстрируют свою прозрачность в соцсетях
Но эксперты сомневаются в росте профессионализма их сотрудниковПрозрачность российских некоммерческих организаций (НКО) за пять лет выросла. Если в 2017 г. свои финансовые отчеты в открытом доступе публиковали только 13% НКО, то в 2021 г. – 23%. К таким выводам пришли специалисты Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, проанализировав данные опросов среди НКО. В опросе за 2021 г. приняли участие представители 850 организаций, он проводился в форме формализованного личного интервью по репрезентативной квотной выборке. Его результаты ВШЭ представит 7 апреля.
«В обществе существует запрос на повышение прозрачности, хотя люди и не всегда видят усилия НКО, – констатировала директор Центра ВШЭ Ирина Мерсиянова. – Например, в 2020 г. мы провели опрос 2000 человек в городах и селах, спрашивая, что могло бы повлиять на доверие к некоммерческим организациям. Более 60% отвечают, что доверие повысится, если те начнут публиковать подробно сведения о своих источниках доходов, расходах». Тогда только 3% респондентов сказали, что известные им НКО делают это в достаточной степени.
Также НКО стали чуть чаще публиковать и годовые отчеты о своей деятельности (т. е. содержательную, а не финансовую составляющую своей работы). В 2017 г. об этом говорили 21% респондентов, в 2021 г. – 27%. В 2021 г. 85% опрошенных НКО были в той или иной форме представлены в интернете и, согласно результатам опроса, чаще всего публиковали информацию о своей деятельности в социальных сетях (62%) или на сайте организации (54%).
3% респондентов ВШЭ
говорят, что известные им НКО публикуют информацию о доходах и расходах
И если в 2017 г. соцсетями в этих целях пользовались 41% организаций, в 2019-м – 50%, то в 2021 г. – 62%. «То есть популярность соцсетей значительно опережала популярность сайтов организаций, которая за несколько лет практически не менялась, – отметила Мерсиянова. – Но делать прогнозы, сохранится ли такая тенденция в 2022 г., сейчас сложно, поскольку пока нет значимых данных о том, как НКО пережили блокировку и замедление соцсетей».
НКО стали чаще вносить информацию о своей деятельности и предоставлять свои данные в тематических электронных каталогах: в 2017 г. такой информацией поделились 22% опрошенных, в 2021 г. – 31%. Также в 2021 г. 29% участников опроса сообщили, что участвуют в публичных мероприятиях, на которых можно презентовать свою деятельность, – праздниках, ярмарках и фестивалях, а также конференциях и выставках. При этом авторы исследования отмечают, что пандемия практически не повлияла на эту активность.
Директор социальных проектов VK и руководитель сервиса «ДоброMail.ru» Александра Бабкина заявила «Ведомостям», что «базовая прозрачность НКО действительно повысилась». Сервис, принимая в проект новые фонды (сейчас на их портале размещена информация о 220 таких НКО), в первую очередь смотрит, предоставляет ли организация отчетность: «Это гигиеническое, обязательное требование. Если отчетности нет – мы эти организации не рассматриваем».
«Однако один из трендов последних нескольких лет заключается в том, что есть определенный перекос в сторону маркетинговых коммуникаций, в то время как с точки зрения экспертизы, доказательности и эффективности некоторые организации развиваются достаточно мало, – отметила эксперт. – То есть прозрачность перевешивает профессионализм». По ее словам, например, фонды и НКО могут отчитываться о количестве благополучателей, но при этом не говорить, что же изменилось в их жизни в результате оказанной помощи.
Председатель комиссии Общественной палаты по развитию некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова напомнила, что ранее «вопрос повышения прозрачности и подотчетность НКО вызывали много споров, были и сторонники, и противники»: «Говорили, например, что хорошо бы сначала власти и бизнесу стать более прозрачными. Но в последние годы достигнут общественный консенсус, что НКО по своей природе должны быть подотчетны и прозрачны, так как используют бюджетные средства и общественные ресурсы».