82% преподавателей говорят о позитивном влиянии онлайн-образования

Но они опасаются, что оно вытеснит традиционные лекции
Все образование в онлайн перевести нельзя, и цифровизация не заменит реальных преподавателей/ Кирилл Каллиников / РИА Новости

Более 82% опрошенных экспертами ВШЭ преподавателей заявили, что онлайн-лекции и другие подобные технологии открывают новые возможности для организации образовательного и научного процесса. Об этом говорится в «Мониторинге экономики образования» ВШЭ, с которым ознакомились «Ведомости». Но отношение к практике онлайн-образования в вузах неоднозначное. Онлайн-формат существенно расширяет аудиторию слушателей, считают 58% преподавателей, но при этом, как говорят 87% опрошенных, требует дополнительных усилий от лекторов.

Ухудшение качества преподавания при использовании цифровых технологий отмечают 63% участников опроса ВШЭ. Негативным фактором преподаватели называют риск ухода из вузов возрастных лекторов – на это указали 82% опрошенных, а 60% высказали опасение, что онлайн-курсы вообще вытеснят традиционные лекции. Опрос исследователи ВШЭ провели в 2020/21 учебном году среди 8608 преподавателей российских университетов. 13,9% респондентов были в возрасте до 35 лет, 15,3% – старше 60.

Все образование в онлайн перевести нельзя и цифровизация не заменит реальных преподавателей, уверена директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. Студентам нужно общение с лекторами, уровни потоков в вузах разные, да и записанные курсы надо обновлять, отмечает она. При этом надежды на облегчение работы преподавателей в связи с дистантом не оправдались, так как вырос объем проверочных работ и консультаций, говорит Абанкина.

Разработкой онлайн-курсов, которые могут заменить очные лекции, занимаются ведущие российские вузы. К примеру, на платформе «Открытое образование» (создана МГУ, СПбПУ, СПбГУ, МИСиС, ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университетом ИТМО) сейчас представлены 799 курсов по разным дисциплинам от 18 вузов.

МГУ на этой платформе разместил 50 курсов, ими сейчас пользуются преподаватели 20 региональных вузов, а еще порядка трех десятков курсов стартует в весеннюю сессию, сказал директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ Денис Янышев. Преподаватели заинтересованы в подготовке онлайн-курсов – они получают за это вознаграждение, уточнил он.

Про бесплатные онлайн-курсы знают 96,5% преподавателей вузов, что в 2 раза больше показателей 2015 г., следует из опроса ВШЭ. Опыт создания своих онлайн-курсов есть у 18% преподавателей. Более 58% опрошенных запланировали разработать свой онлайн-курс в 2021/22 учебном году.

Представитель пресс-службы Минобрнауки ответил, что ведомство занимается цифровой трансформацией образования и его доступностью в России, но не стремится к полному переходу на онлайн-обучение.