Что в правительстве рассказали о новой волне омикрона и борьбе с ним

Власти сократят время карантина до семи дней и усилят первичное звено здравоохранения
По словам премьера Михаила Мишустина, число госпитализаций можно назвать основным показателем опасности вируса, но пока рост заболеваемости не привел к резкой заполняемости коек в больницах
По словам премьера Михаила Мишустина, число госпитализаций можно назвать основным показателем опасности вируса, но пока рост заболеваемости не привел к резкой заполняемости коек в больницах / Дмитрий Астахов / ТАСС

18 января 2022 г. премьер-министр Михаил Мишустин на заседании Координационного совета при правительстве по борьбе с коронавирусом обсудил новую волну заболеваемости из-за штамма омикрон. По словам Мишустина, омикрон «стремительно распространяется по всему миру» и «отличается повышенной заразностью», что показывает опыт других стран.

Омикрон уже пришел в Россию, причем не только в столицу, но и в регионы, отметил глава правительства. «В то же время хочу обратить внимание, что на данный момент рост заболеваемости не привел к резкому увеличению числа госпитализированных больных [как в случае с предыдущим штаммом дельта]. А именно госпитализация сегодня – это основной показатель опасности вируса», – сказал Мишустин.

Особенность омикрона приведет к тому, что основная нагрузка ляжет на поликлиники. «Поэтому большая часть мероприятий плана касается этих медицинских организаций и их работы в условиях резкого прироста заболеваемости», – отметил премьер-министр. Переориентация поликлиник на прием больных с ковидом позволит выделить средства для оплаты возникающих расходов первичного звена, отметил он.

Профессор Сколковского института науки и технологий Георгий Базыкин считает логичным, что нагрузка ляжет на первичное звено здравоохранения, поскольку омикрон переносится более легко. К тому же часть населения вакцинирована. С этим же связано ожидание того, что роста госпитализаций не предвидится, говорит Базыкин. «Рост числа амбулаторных пациентов, а не госпитализированных – это довольно прямолинейный вывод из легкого течения болезни, надежды на который дает омикрон», – говорит эпидемиолог Василий Власов.

«Но до сих пор нет абсолютной убежденности в том, что течение болезни обязательно легкое, все-таки тяжелых случаев достаточно много. Возможно, что обширная вакцинация в тех странах, в которых волна прошла раньше, определила меньшее число тяжелых случаев», – говорит Власов. «Омикрон все равно приведет в больницу и убьет очень много людей среди невакцинированных», – сказал Базыкин. По его словам, среди вакцинированных «смертность от омикрона в этом случае сопоставима со смертностью от гриппа».

Премьер-министр также отметил, что в последние 10 дней в регионах наблюдается рост заболеваемости, он происходит неравномерно. Рост заболеваемости с превышением среднероссийских показателей зарегистрирован в Санкт-Петербурге и еще 11 субъектах Федерации. При этом в регионах могут быть искаженные представления о ситуации из-за разного уровня тестирования на ковид. Мишустин привел в пример Хакасию и Архангельскую область, где при низком уровне тестирования рост заболеваемости выше, чем в среднем по стране.

В целом рост заболеваемости по итогам второй недели 2022 г. был зафиксирован в 67 регионах, доложила вице-премьер Татьяна Голикова. Она, как сказал Мишустин, возглавит специальную оперативную группу для взаимодействия с субъектами Федерации и всеми заинтересованными органами для борьбы с ковидом.

Также Голикова отметила, что в России решено оптимизировать «подходы к карантину и лабораторному исследованию граждан». Сроки карантина будут сокращены до семи дней. Вице-премьер добавила, что за эффективностью принимаемых мер будут следить уполномоченные органы (в данном случае Роспотребнадзор) и при необходимости они будут корректироваться.

По словам Власова, срок карантина в 14 дней был установлен исходя из приблизительных оценок, сделанных в начале пандемии в январе 2020 г., это был «максимально безопасный срок». «Сейчас стало очевидно, что больные и контактировавшие минимально заразны по истечении примерно первой недели. Поэтому без большого риска для общественного здоровья наблюдение можно сократить, а в некоторых странах его сократили уже до 5–7 дней», – отмечает эпидемиолог.