Почему Джером Пауэлл остается во главе Федеральной резервной системы
Ставленнику Трампа предстоит обуздать инфляциюПервый срок Джерома Пауэлла во главе Федеральной резервной системы (ФРС) выдался одним из самых бурных в истории этой организации. Второй срок Пауэлла не обязательно будет намного легче. В итоге он может сменить приоритеты денежно-кредитной политики, считает Financial Times. Для Пуэлла это будет не впервой – ему уже доводилось переобуваться на лету, напоминает The Wall Street Journal (WSJ).
Лиса и еж
68-летний Пауэлл в отличие от трех своих предшественников не может похвастаться экономическим образованием. Он пошел по стопам отца-юриста, но после нескольких лет практики решил сменить амплуа и сделать карьеру в финансовой сфере. Работая то в частных компаниях, то на госслужбе, он в конце концов в 2012 г. вошел в совет управляющих ФРС.
Пауэлл как-то сказал, что он лис, а не еж. Это отсылка к эссе 1953 г. философа Исайи Берлина. В нем писатели классифицируются как ежи, которые придерживаются одной определяющей идеи, и лисы, которые рассматривают разные концепции в зависимости от постоянно меняющейся информации, объясняет WSJ.
Когда Пауэлл пришел в ФРС, ее председатель Бен Бернанке вовсю агитировал за проведение еще одного раунда количественного смягчения, к которому впервые прибегли в 2008 г., а затем повторили в 2010 г., пересказывает Fortune еще не вышедшую рукопись журналиста-расследователя Кристофера Леонарда. Фактически речь идет о закачивании денег в экономику и одновременном удерживании ставки на нулевом уровне. Таким образом, все начинают отчаянно искать любые способы инвестировать свободные средства хотя бы с небольшой доходностью.
Судя по стенограммам заседаний ФРС, Пауэлл считал эту политику опасной и вовсю возражал Бернанке. Правда, когда дело доходило до голосования, его мнение всегда совпадало с позицией Бернанке. В 2013 г. ФРС провела крупный раунд количественного смягчения, вбросив в экономику примерно 1,6 млрд новых долларов. Летом 2014 г. Пауэлл в публичных выступлениях настороженно отозвался об этой мере. Но в начале следующего года, выступая перед студентами Католического университета Америки, он уже говорил, что его сомнения были беспочвенны: «На данный момент есть очевидные доказательства того, что преимущества этой политики существенны, а риски не воплотились в реальность».
Как отмечает Леонард на страницах Fortune, еще в сентябре 2015 г. на заседаниях ФРС за закрытыми дверями Пауэлл продолжал спорить, так ли необходимо количественное смягчение. Но его высказывания становились все менее резкими. Затем в феврале 2018 г. Пауэлл возглавил ФРС. С 2008 по 2014 г. ФРС напечатала примерно в 3 раза больше долларов, чем в промежутке между 1913 и 2007 гг. Другими словами, за несколько лет добавила в экономику столько денег, сколько при нормальном темпе хватило бы лет на 300. Когда в 2020 г. разразилась пандемия, ФРС напечатала еще столько же денег, т. е. около $3 трлн за несколько месяцев.
Ставленник Трампа
В США сложилась традиция: даже если к власти в Белом доме приходит представитель другой партии, председателя ФРС не меняют, отмечает NPR. Это один из способов защитить политическую независимость центрального банка. Трамп нарушил эту традицию. Его возмущало, что председатель ФРС, демократ Джанет Йеллен не собирается ослаблять надзор над финансовым сектором. В итоге Трамп не стал выдвигать кандидатуру Йеллен на второй срок и сделал своим протеже Пауэлла.
Пауэлл действительно смягчил регулирование, из-за чего стал объектом нападок со стороны ряда сенаторов. Так, сейчас сенатор-демократ от Массачусетса Элизабет Уоррен призывает не избирать на второй срок Пауэлла, называя его «опасным человеком во главе ФРС». Правда, сами идеологи закручивания гаек финансистам, соавторы закона Додда – Франка Крис Додд и Барни Франк, открыто поддерживают Пауэлла.
Отступники
В сентябре The Wall Street Journal и Bloomberg опубликовали расследование о том, что президенты двух региональных банков ФРС активно торговали акциями и другими ценными бумагами в 2020 г. В обычные времена можно было ожидать, что председатель ФРС окажет хотя бы скромную публичную поддержку коллегам – в его учреждении ценится цеховая солидарность, пишет Fortune. Но в момент, когда старые правила переписываются, а ФРС вовсю импровизирует, под нож пустили и этот негласный закон. Не получив защиту от Пауэлла, президенты федеральных резервных банков Далласа и Бостона Роберт Каплан и Эрик Розенгрен подали в отставку. А ФРС по следам этой истории ужесточила для своих руководителей правила торговли на рынке. «Американский народ должен быть полностью уверен в том, что мы все время работаем в его интересах», – заявил Пауэлл в качестве резюме этой истории.
Отношения с Трампом у Пауэлла испортились всего через несколько месяцев после назначения, отмечает Business Insider. В августе 2018 г. президент заявил, что он не в восторге от решения ФРС повысить процентную ставку. Трамп продолжал критиковать действия Пауэлла на протяжении всего президентства, называя их «деструктивными» и обвиняя ФРС в том, что она не заботится о стимулировании экономической активности. Несмотря на это, ставка ФРС росла. Когда Пауэлл возглавил ФРС, она была 1,5%, а в декабре 2018 г. – уже 2,5%.Сам Пауэлл при любом удобном случае напоминал, что ФРС аполитична, а ее решения никогда не зависели ни от президента, ни от законодателей.
Теперь Байден рискует так же, как и Трамп, отмечает The Wall Street Journal. Хотя Пауэлл пока что проводит денежно-кредитную политику, которая во многом совпадает с приоритетами нынешней администрации, он делает это не по политическим соображениям, а по веским экономическим причинам, считают опрошенные газетой эксперты. Если разгон инфляции в США окажется не временным явлением, то Пауэлл может перейти к агрессивному повышению ставки, невзирая на риски замедления экономики и роста безработицы. Такими мерами он нанесет удар по популярности Байдена.
Почему Байден выбрал Пауэлла
Республиканцы наверняка будут разыгрывать тему инфляции, если рост цен не замедлится к промежуточным выборам в ноябре 2022 г., рассуждает NPR. Республиканец Пауэлл – это определенное политическое прикрытие от этой атаки в отличие от другого кандидата на этот пост – демократа Лейлы Брейнард.
К тому же советники Байдена заявляют, что команда президента хочет сосредоточиться на изменении законодательства в социальной сфере борьбы с потеплением, так что ей не с руки долго хлопотать об утверждении председателя ФРС, добавляет WSJ. А Пауэлл легко получит нужное количество голосов от обеих партий – в отличие от Брейнард и любого другого кандидата. В прошлом году его выбрали 84 голосами «за» при 13 «против». Из проголосовавших за него сенаторов 68 все еще находятся в конгрессе. За четыре года председательства Пауэлл провел сотни встреч с законодателями. Ему удается поддерживать добрые отношения с представителями обеих партий, отмечает газета. Он сумел противостоять Трампу, при этом не поссорившись с республиканцами. А это очень важно, ведь без республиканцев ему не получить необходимый минимум в 50 голосов. Ряд демократов уже отказал Пауэллу в поддержке. Кто-то прислушался к призывам сенатора Уоррен. А кто-то, как сенаторы Джефф Мёркли от Орегона и Шелдон Уайтхаус от Род-Айленда, пеняет Пауэллу на недостаточные усилия по борьбе с изменением климата.
В виде компромисса Байден выдвинул Брейнард на пост вице-председателя ФРС – занимающий этот пост играет важную роль в определении денежно-кредитной политики. Собственно, взгляды Пауэлла и Брейнард весьма близки. Разница только в отношении к регулированию финансовой сферы: Брейнард не согласна с его ослаблением.
Решительные меры
Агрессивные действия ФРС в начале пандемии предотвратили потенциальную экономическую депрессию, напоминает Reuters. «Мы все хорошо помним весну 2020 г., когда мировая экономика чуть не рухнула, и это не произошло в значительной степени из-за мер, которые приняли вы и ваши коллеги», – нахваливал Пауэлла сенатор-республиканец от Луизианы Джон Нили Кеннеди в июле этого года во время выступления в конгрессе.
В отличие от реакции на кризис 2008 г. в этот раз действия ФРС получили одобрение со стороны большинства законодателей, уверяет WSJ и называет действия Пауэлла «одними из самых масштабных и смелых мер экономической политики со времен Второй мировой войны». ФРС быстро снизила ставку почти до нуля: 3 марта 2020 г. она упала с 1,75 до 1,25%, а 16 марта – и вовсе до 0,25%.
Долгое время ФРС сопротивлялась тому, чтобы стать источником экстренного кредитования для бизнеса по всей Америке и, более того, для всего мира, считает Dow Jones (цитата по «Прайм»). Однако в пандемию ФРС предоставила финансирование компаниям, городам и штатам в масштабах, выходящих далеко за рамки того, как она действовала во время кризиса 2008 г. Кроме того, ФРС принялась массово скупать гособлигации США у инвесторов, срочно нуждавшихся в американской валюте, и выдавать долларовые займы иностранным ЦБ под залог их национальных валют. Таким образом ФРС ослабила глобальную нехватку долларовой ликвидности и приостановила обвал фондовых рынков по всему миру.
Инфляция или безработица?
Еще до пандемии Пауэлл задумался о переоценке экономической политики ФРС. Летом 2019 г. он от постепенного повышения ставки ФРС перешел к ее постепенному снижению, так как инфляция вопреки прогнозам держалась ниже целевого показателя ФРС в 2%. Безработица снижалась и в феврале 2020 г. достигла минимума за 50 лет в 3,5%, пишет WSJ. Надо думать, что недовольство Трампа повышением ставки тоже сыграло определенную роль в решении Пауэлла снизить ставку.
В пандемию инфляция упала до 0,2%, а вот безработица достигла невиданных со времен Великой депрессии 14,8%. Летом прошлого года Пауэлл заявил, что ФРС откажется от акцента на инфляции и вместо этого будет держать ставку низкой как можно более длительное время, чтобы стимулировать быстрое восстановление экономики и рост занятости. Уровень безработицы значительно с тех пор снизился, упав в октябре до 4,6%.
Однако Пауэллу во время второго срока предстоит действовать в совершенно другой экономической ситуации. В октябре инфляция в годовом выражении достигла 6,2%, что является самым резким ростом с 1990 г. Это повышает вероятность того, что ФРС придется снова пересмотреть свою политику, ускорив темпы, которыми сворачивается программа скупки облигаций, и резко несколько раз повысив ставку в следующем году, предупреждает Financial Times. Сейчас на скупку облигаций уходит $120 млрд в месяц, но с ноября эта сумма будет сокращаться на $15 млрд ежемесячно. Таким образом, программа должна будет закончиться где-то в июне следующего года. До этого момента ФРС не хочет изменять ставку. Однако может случиться, что ей придется это сделать раньше запланированного, сообщают источники WSJ. Поэтому и обсуждается ускоренное сворачивание программы. Чиновники ФРС могут обсудить этот вопрос 14–15 декабря.
Все упирается в вопрос о том, как долго продержится высокая инфляция. Официальные представители ФРС и большинство частных экономистов, опрошенных WSJ, считают, что инфляция вскоре стабилизируется на уровне 2–2,5%. Рынки менее оптимистичны: исходя из индексации ценных бумаг на величину инфляции, в минувшую пятницу инвесторы ожидали роста цен на уровне 3% до 2023 г.
Пауэлла обвиняют в том, что ФРС слишком долго продолжала стимулировать экономику уже после того, как та начала разгоняться, передает CNN. Сам Пауэлл настаивает, что рост цен во многом является результатом временных факторов, которые исчезнут сами по себе.
При инфляции 3% и выше Пауэллу, как лису, придется изменить политику и активно повышать ставку ФРС, предсказывает WSJ. Такая стратегия сопряжена с множеством рисков. Она может сказаться на стоимости акций и недвижимости, привести к росту федерального долга и дефицита бюджета, увеличению безработицы и даже спровоцировать наступление рецессии. Возможно, Пауэллу снова придется отдать приоритет борьбе с инфляцией, рискуя при этом пожертвовать рабочими местами. Общественность ненавидит инфляцию, но и она не поблагодарит ФРС за рост безработицы, продолжает WSJ. Таким образом, политическое будущее Байдена во многом зависит от действий Пауэлла.