Как представители традиционных конфессий в России призывают граждан к вакцинации
Влияние священников на принятие таких решений высоко в обществах с большей религиозностьюВсякий пример – от Церкви
Русская православная церковь (РПЦ) выступает за вакцинацию: ее представитель Владимир Легойда заявлял 27 июля, что это единственный способ остановить распространение ковида. Прямо за прививки РПЦ не агитирует, но развенчивает сомнения верующих о том, что вакцина может быть грехом или способна повлиять на бессмертную душу. В Московской епархии подчеркивали, что не настаивают на вакцинации служителей и сотрудников церквей.
В начале пандемии позиция РПЦ по поводу вакцинации от ковида была более неоднозначная, сейчас она сглаженная и взвешенная, но четкого заявления по-прежнему нет, сказал «Ведомостям» ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. Он считает, что формирование четкой позиции церкви к прививкам от ковида имеет потенциал: для большинства россиян это может стать весомым аргументом в пользу вакцинации.
По данным ВЦИОМ на март 2021 г., православную веру исповедует 66% опрошенных в России.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин говорит, что в России среди православных доля радикальных противников вакцинации крайне мала. Это, по его словам, показала история с бывшим настоятелем Среднеуральского женского монастыря Сергием (в миру – Николай Романов, арестован Следственным комитетом в 2020 г. в связи с обвинением в совершении преступлений, в том числе – о склонении к совершению самоубийства несовершеннолетнего лица), выступавшим против прививок. Ни один из видных иерархов не поддерживал его по этому вопросу, говорит Лункин.
«Ведомости» направили запрос в пресс-службу РПЦ о том, планирует ли церковь в ближайшее время более настойчиво призывать верующих прививаться.
Благословенная вакцина
Более твердую стилистику в высказываниях по поводу вакцинации выдерживают российские мусульмане. Большая часть прихожан сознательно относится к прививкам от ковида, говорил председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) Равиль Гайнутдин 20 июля в эфире телеканала «Россия 24», признавая при этом и наличие тех, кто поддается слухам и отказывается вакцинироваться.
«Мы еще в феврале [2021 г.], собрав ученых, начали изучать вакцину на халяльность и после богословского заключения – фетвы, которая была подготовлена Советом улемов, всех призвали: вакцина – халяль, кому не противопоказана вакцинация, должны вакцинироваться», – заявлял тогда Гайнутдин.
По данным ВЦИОМ, 6% опрошенных относят себя к мусульманам.
Главный раввин России Берл Лазар в июне призывал верующих сделать прививку от коронавируса, апеллируя к опыту Израиля, которому за счет вакцины удалось вплотную приблизиться к коллективному иммунитету и на порядок снизить заболеваемость. Привился ли сам Лазар, неизвестно.
Представитель главного раввина России отказался отвечать на вопрос «Ведомостей» о том, сделал ли тот прививку, пояснив, что эта информация конфиденциальна. Лазар болел коронавирусом в июне 2020 г., писал «Интерфакс».
Гайнутдин – один из первых представителей традиционных российских конфессий, привившихся от ковида. Он сделал прививку «Спутником V» в декабре 2020 г., говорится на сайте ДУМ. Патриарх Кирилл вакцинировался в марте 2021 г., сообщало «РИА Новости».
Папа Римский Франциск сделал прививку в январе 2021 г. и призвал верующих последовать своему примеру. По его примеру европейские религиозные группы ответственно относятся к вопросу вакцинации, сказал Лункин. В Израиле происходит то же самое: раввины сильно повлияли на то, чтобы ортодоксальные евреи, зачастую не поддерживающие действия правительства, привились, сообщил Ениколопов.
Сила проповеди
Любые лидеры могут как замедлить, так и ускорить вакцинацию в своей группе влияния – все зависит от знака, с которым будет транслироваться информация, говорит заведующий отделением из ГКБ № 52 Александр Ванюков. Российские религиозные лидеры в целом «довольно ответственно» подошли к вопросу вакцинации и уже давно призывают всех граждан привиться, отмечает Лункин. Члены различных общин как минимум прислушиваются к словам своих лидеров, поэтому в их среде доля привитых должна быть выше, чем в других социальных группах.
Эпидемиолог Василий Власов считает, что высказывания религиозных лидеров умеренно влияют на решения россиян прививаться. Он не верит, что серьезная информационная кампания с их стороны поможет ускорить темпы вакцинации. В странах, где роль религии в жизни граждан велика, политические деятели обращаются к церкви, сказал Власов, однако это не значит, что этот опыт можно перенести на Россию, где отношение к религии более нейтральное.
Власов также добавил, что пока не существует систематически собранных данных о том, представители каких религий прививаются от ковида наиболее часто. Ванюков тоже сообщил, что больницы не ведут подобную статистику. По словам Ениколопова, в изучении вопроса мог бы помочь социологический опрос, однако исследования, связанные с религией, проводятся в России крайне редко.
Ведущий аналитик фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Григорий Кертман заявил «Ведомостям», что ФОМ не выяснял, как часто представители тех или иных конфессий вакцинируются. Сам Кертман считает, что конфессиональная принадлежность человека и его отношение к вакцинации никак не связаны.