Россия впервые не лидирует по числу заключенных на 100 000 человек в Совете Европы
К этому привела пандемия и работа судов и правоохранителейВ странах – участницах Совета Европы (СЕ) уменьшилось общее число людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Об этом говорится в докладе организации, опубликованном 8 апреля. При этом Россия, вероятно, впервые за все время своего членства в этой организации лишилась 1-го места по числу заключенных на 100 000 населения. Доклад, подготовленный швейцарским Университетом Лозанны, посвящен ситуации в пенитенциарных системах за 2019–2020 гг.
Как отметил соавтор доклада профессор Марсело Эйби, снижение показателей обусловлено уменьшением числа «традиционных» преступлений, таких как кража и грабеж. При этом рост числа киберпреступлений, в том числе мошенничества, не компенсирует эту динамику, так как злоумышленников сложно выследить и привлечь к ответственности.
По данным доклада, 1-е место в Европе по количеству заключенных на долю населения в 2020 г. заняла Турция – 357 заключенных на 100 000 человек. Пусть и с отставанием на одного человека, на 2-м месте Россия с показателем 356 заключенных на 100 000 жителей. По абсолютному числу заключенных Россия, как самая населенная страна СЕ, лидирует – 519 618 человек. Россия входит в пятерку стран с самым большим количеством женщин-заключенных. Согласно докладу, в России в местах лишения свободы находится 42 334 женщины, что составляет 8,1% от общего числа заключенных.
Как отмечает член Совета по правам человека при президенте России Игорь Каляпин, такого низкого количества заключенных в России не было с царских времен. Когда Россия вступила в Совет Европы в 1996 г., в местах лишения свободы находилось вдвое больше людей, продолжает он. При этом Россию, по словам эксперта, с ее репрессивной законодательной системой некорректно сравнивать со Швейцарией и Норвегией. «Если говорить о показателе на 100 000 человек, то он высок, однако тут справедливо упомянуть динамику. А динамика ведет к снижению тюремного населения», – замечает эксперт. Причиной этой положительной динамики Каляпин считает направленную на разгрузку мест лишения свободы работу, проводимую судами, прокуратурой и ФСИН, свою роль сыграла и пандемия COVID-19. Каляпин обращает внимание на то, что во время пандемии по эпидемиологическим причинам стал реже применяться арест как мера пресечения. Значительное количество женщин-заключенных эксперт объясняет процессами, протекающими в криминальном мире. «Структура преступности значительно изменилась. Уменьшилось количество насильственных преступлений, выросло число преступлений экономических, в частности случаев мошенничества. А мошенничать женщины могут не хуже, чем мужчины», – говорит Каляпин.