Первый участник митингов в Москве приговорен к реальному сроку
Его обвиняли в насилии в отношении сотрудника РосгвардииТверской суд назначил участнику акции 23 января в поддержку Алексея Навального два года колонии. Это первый реальный срок в Москве по делам, возбужденным после акции. 36-летний бизнесмен Тимур Салихов был осужден по статье о применении неопасного насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК). Приговор был вынесен 16 марта, но известно об этом стало 19 марта после обнародования его письма в проекте «Арестанты 212».
По данным следствия, Салихов находился на Страстной улице и во время несанкционированной акции в поддержку Навального «нанес находящемуся при исполнении своих должностных обязанностей сотруднику Росгвардии несколько ударов в область головы и туловища». Как сообщается на сайте ГСУ СКР по Москве, он «полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном». Признание вины Салихова было заснято на видео и выложено следователями уже 27 января.
«Сказать честно, я был в шоке от услышанного, так как у меня налицо много смягчающих обстоятельств, такие как больная мама, сын на иждивении, чистосердечное признание, раскаяние, помощь следствию (добровольно выдал вещдоки, которые от меня требовали), включая телефон и пароль от него», – писал в своем письме сам Салихов. Он отметил, что его было «положено отпустить по условному сроку, со штрафом, или в колонию-поселение».
Первый приговор фигуранту дел, связанных с акциями, был вынесен 10 марта. 34-летний Александр Мучаев получил один год колонии условно по той же статье. Мучаев, по данным следствия, вместе с другими активистами сбил 23 января на машине полицейского, в машине находились муниципальный депутат Люся Штейн и активист Мария Алёхина, которые отправлены под домашний арест по делу о нарушении санитарно-эпидемиологических правил в связи с митингом 23 января.
Помимо Салихова признались в нападении на полицейских и другие фигуранты дел в Москве. Так, извинения приносили и другие граждане, в частности Павел Грин-Романов, Ольга Бендас, Саид-Мухаммад Джумаев, Валерий Евсин. Дела о применении насилия к правоохранителям были возбуждены во многих регионах России. 5 марта участник митинга во Владимире Виталий Тимофеенко получил три года колонии общего режима. По данным следствия, он распылил полицейскому в лицо перцовый газ. Он проходил по ч. 2 ст. 318 УК – применение насилия, опасного для жизни и здоровья.
Всего, по данным МВД, было возбуждено более 90 уголовных дел по следам протестных акций января – февраля. Самые громкие дела связаны с нарушением санитарно-эпидемиологических правил – по ним проходят юрист команды Навального Любовь Соболь, глава штаба Навального в Москве Олег Степанов, политики Константин Янкаускас и Николай Ляскин.
Адвокат и старший партнер «Апологии протеста» Александр Передрук отмечает, что согласно судебной практике по делам о применении насилия в отношении представителей власти люди получали и штрафы. Он подчеркнул, что лишение свободы может быть назначено только в случае, если менее строгий приговор не сможет обеспечить достижение целей наказания. Адвокат добавил, что не стоит экстраполировать этот приговор на другие дела, возбужденные против участников акций, так как в каждом из них есть своя специфика.