Российскому суду по правам человека не находится место в существующей системе
Эксперты предлагают развивать существующие институты, а не создавать новыеВ отечественной системе права нет места российскому суду по правам человека, ведь потенциал действующих институтов не исчерпан, заявили 16 марта участники обсуждения в Общественной палате. Президент Владимир Путин поручил Верховному суду и Минюсту до 1 июня продумать вопрос о создании нового института.
10 декабря 2020 г. на встрече Путина с президентским Советом по правам человека (СПЧ) вопрос о необходимости нового суда поднял член СПЧ Евгений Мысловский, предложив его в качестве «внешнего сторожа» за правоохранительной и правовой системой. Председатель СПЧ Валерий Фадеев заявил, что, перед тем как решить, нужен ли такой суд, важно «выработать критерии» повышения эффективности правовой защиты человека.
Председатель Совета судей России Виктор Момотов отметил, что инициатива создать российский суд по правам человека «в каком-то смысле» прозвучала «от отчаяния и недовольства эффективностью и качеством» правосудия.
Момотов отметил, что сама идея звучала и ранее, но «в широком смысле» вся судебная система «и есть суд по правам человека, а суд каждый раз, принимая постановление, касается прав и свобод человека – и это аксиома». Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова также отметила, что вопросы, которые решают суды, уже связаны с защитой прав человека, а если создать суд, который, к примеру, будет решать споры «по остросоциальным вопросам сегодняшнего дня», то придется перестроить всю систему. «Считаю: надо развивать имеющиеся институты», – заявила Москалькова, не исключив, что при этом можно подумать о наднациональном суде на площадке СНГ.
По словам сопредседателя Ассоциации юристов России Владимира Плигина, нужно оценивать целесообразность появления нового института в рамках существующей правовой системы. К примеру, по закону «О Конституционном суде» КС – это высший орган конституционного контроля, действующий в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина, напомнил Плигин, и у КС в этом отношении «широкая практика». При «всем уважении к институту прав человека» Плигин отметил необходимость развивать именно систему существующих судов.
Член СПЧ Татьяна Андреева отметила, что перед решением вопроса о создании национального суда по правам человека нужно определить, какова сфера его компетенции, чтобы она не пересекалась с другими судами. Ведь каждый из них защищает разного рода права, а значит, при создании российского суда по правам человека пришлось бы «отнять часть компетенций» у других.
Ее коллега по СПЧ Андрей Бабушкин в связи с этим предложил идти по пути усиления действующих институтов – в частности, уполномоченного по правам человека. К примеру, он предложил дать омбудсмену право на вынесение официальных заключений о нарушении прав человека, которые обязательно учитывались бы судами, а также издавать аналог «судебного приказа» о предотвращении нарушения прав человека в экстренной ситуации.