«Россия выиграла Крым, но, видимо, потеряла Украину»
Кто будет отвечать за внешнюю политику в будущей администрации Джо Байдена«[В конце 1990-х] я был в Европе на встрече на высшем уровне <...> и спустился вниз из рабочей зоны нашего отеля, чтобы кое-что передать [советнику президента США по национальной безопасности Сэнди] Бергеру, который был в баре. Он сидел рядом с этим парнем, Владимиром Путиным, я тогда впервые его увидел. Он был коллегой Сэнди, советником по национальной безопасности (официальное название должности, которую занимал в то время Путин, – секретарь Совета безопасности. – «Ведомости») – так Энтони Блинкен рассказывал о знакомстве с президентом России в эфире PBS. – Но я не думаю, что кто-то в конце 1990-х ожидал, что Путин, которого они знали тогда, станет Путиным, которого мы знаем сейчас <...> Люди считали, что он продолжит усилия по реформированию, начатые Горбачевым, а затем Ельциным, и продолжит углублять интеграцию России с Западом и остальным миром».
То, что этого не произойдет, стало ясно после возвращения Путина на пост президента в 2012 г., вспоминал Блинкен: «[Путин] способен драться в весовой категории намного выше, чем та, к которой он относится <...> и именно этим он занимается». По мнению американского политика, Путин «использует эту так называемую асимметричную тактику, чтобы подталкивать, подначивать, провоцировать». Один из ярких примеров – скандал по поводу возможного российского вмешательства в американские выборы, Блинкен не сомневается, что оно имело место: «Путин преуспел в разжигании кризиса доверия в США и на Западе в отношении наших выборов, но также и в более широком плане – в отношении нашей [политической] системы. Трудно сказать, был ли это его замысел с первого дня или он просто воспользовался подвернувшейся возможностью <...> Но жизненно важно разобраться в этом, если мы хотим предотвратить повторение этого».
Самые эффективные меры противодействия – бить по «слабому месту» России, экономике, уверял Блинкен. Он дал интервью PBS в 2017 г., уже уйдя с поста госсекретаря после победы Трампа. Но еще в 2014 г., будучи заместителем советника по нацбезопасности, Блинкен настаивал на санкциях и, выступая в Брукингском институте, описывал, к чему приведет конфликт России с Украиной: «Я абсолютно убежден, что действия России на Украине – это стратегический проигрыш для России в будущем. Да, можно сказать, что Россия выиграла Крым, но при этом она <...> видимо, потеряла Украину. [Украинский народ] более единодушен в своей прозападной ориентации, чем когда-либо <...> По оценкам большинства экспертов, в ближайшие несколько лет [России] придется потратить от $50 млрд до $60 млрд на критически важную инфраструктуру, железнодорожные и автомобильные мосты, электричество и водоснабжение, чтобы восполнить потери Крыма в результате действий России на Украине. Это оказывает невероятное давление, заставляя снижать расходы на оборону и расходы, направленные на улучшение жизни россиян, на модернизацию экономики».
Еще один штрих к его портрету: Блинкен активно спорил с теми, кто считал, что политическая изоляция России и исключение страны из G8 не имеет смысла. «Президент Путин и Россия определяют власть по геополитическому влиянию, которое Россия может получить. А подрыв политических позиций России в международном сообществе и ее политическая изоляция ослабляют эту власть», – говорил он.
Из Нью-Йорка в Париж
Энтони Блинкен родился 16 апреля 1962 г. в пригороде Нью-Йорка. Его дед по отцу эмигрировал из Киева в США и стал влиятельным юристом. А вот отец пошел по стезе инвестбанкира и в 1966 г. основал венчурный фонд E.M. Warburg, Pincus & Co. Они с женой были известными меценатами, в гостях у них бывали художники Марк Ротко и Филипп Густон, композитор Леонард Бернстайн, дирижер Артуро Тосканини.
Будущий госсекретарь на Spotify
Еще в школе Блинкен сколотил джаз-бенд, и музыка до сих пор является его страстью. Во время деловых видеоконференций на заднем плане у Блинкена можно увидеть гитару, пишет FT. «Для быстрого кантри я недостаточно хорош, в основном играю блюз и рок», – писал он в Twitter. Вместе с друзьями вроде Джеймса Карни, который когда-то работал пресс-секретарем Байдена, а после пресс-секретарем Белого дома, он периодически устраивает джем-сейшены. Два его трека можно найти на Spotify: Patience («Терпение») и Lip Service («Пустые слова»). Как шутит Politico, лишь бы эти слова не стали определением для политики нового госсекретаря.
В 1968 г. на одной из вечеринок мать Блинкена познакомилась с писателем и известным юристом Самюэлем Писаром. Это был человек потрясающей судьбы. Подростком он выжил в Майданеке, Дахау и Освенциме. В 1945 г. 16-летний Писар стал сиротой. Он украл мотоцикл и отправился по стране, занимаясь воровством и торговлей на черном рынке. Был пойман американской военной полицией и сел в тюрьму, но его отыскали дальние родственники и отправили на учебу сначала в Париж, потом в Австралию. В учебе Писар преуспел, выиграл стипендию Гарварда. Его докторская о том, как Америке надо жить и торговать с СССР, привлекла внимание сенатора Джона Кеннеди, который сделал Писара своим советником. Став президентом, Кеннеди дал Писару гражданство США. После убийства Кеннеди Писар занимался юридической практикой в Голливуде. Он вернулся в Европу и открыл в Париже адвокатское бюро. Писар консультировал президента Франции Валери Жискар д’Эстена и представлял интересы многих звезд, в частности участвовал в разводе Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона.
В 1970 г. мать восьмилетнего Блинкена развелась с его отцом, а в следующем году вышла за Писара и уехала жить во Францию. В Америке она была менеджером танцевальной труппы Мерса Каннингема, а в Париже возглавила Американский центр студентов и художников. Сейчас она спецпосланник ЮНЕСКО по культурной дипломатии.
Не удивительно, что Блинкен мечтал связать свою жизнь с искусством. Он носил длинные волосы, играл на гитаре и держал на видном месте автограф Джона Леннона – его принесла мать, после того как несколько часов они с музыкантом и Йоко Оно читали друг другу стихи. Но больше всего Блинкен мечтал стать режиссером – даже организовал фестиваль короткометражных фильмов в Париже, но в итоге отчим отговорил его от карьеры в кино.
Писар много рассказывал пасынку о своем прошлом. «Полагаю, это произвело на него впечатление, – сообщил Писар The Washington Post. – Это дало [Блинкену] другой взгляд на мир, на то, что может в нем произойти. Когда он сталкивается со случаями применения отравляющего газа в Сирии, он неизбежно думает о газе, с помощью которого была уничтожена вся моя семья».
Рабочая династия дипломатов
Второй страстью Блинкена была политика – его отец был активным сторонником демократической партии. Учась в Гарварде, Блинкен был одним из редакторов еженедельного художественного журнала, а диплом писал про политику и СССР. Издательство Praeger Publishers выпустило его слегка переработанный труд отдельной книгой под названием «Союзник против союзника: США, Европа и кризис трубопроводов в Сибири». Речь в нем шла о конфликте 1982 г., когда США пытались помешать СССР строить газопроводы в Западную Европу. Америка действовала неэффективно, сделал вывод Блинкен.
После Гарварда он на некоторое время нашел компромисс между двумя своими увлечениями – устроился на стажировку в журнал The New Republic, где писал о политике и культуре. Затем в 1988 г. он получил диплом юриста в Колумбийском университете. Летом того же года Блинкен мотался по всей Америке, помогая отцу собирать средства для президентской кампании Майкла Дукакиса.
Блинкен работал в юридических фирмах в Нью-Йорке и Париже. В 1993 г. друг Писара, «важный человек и известный журналист» (рассказывая эту историю The Washington Post, Писар отказался раскрыть имя этого человека), предложил Блинкену подать заявку на вакансию в госдепартаменте. Так год спустя Блинкен попал в Белый дом, где стал одним из специальных советников президента Билла Клинтона, участвовал в написании речей и разработке политики США в Европе. Надо отметить, что Клинтон назначил отца Блинкена послом в Венгрии, а дядю – в Бельгии. Сводная сестра Блинкена Лия Писар также работала в госдепе – была директором по коммуникациям в Совете национальной безопасности при Клинтоне.
В суете чиновничьей работы Блинкен не забывал об искусстве, и не только о музыке. В 1995 г. он стал младшим продюсером в фильме Абеля Феррары «Зависимость» с Лили Тейлор и Кристофером Уокеном в главных ролях. Другим хобби, которое сближало его с коллегами, был футбол (европейский, не американский). Каждое воскресенье он гонял мяч с конгрессменами и чиновниками Белого дома.
От Клинтона до Обамы
Победа Джорджа Буша на выборах лишила Блинкена работы, но он прочно закрепился в политическом истеблишменте. Блинкен устроился старшим научным сотрудником Центра стратегических и международных исследований, а заодно помогал своему дяде Алану в избирательной кампании в сенат в 2002 г. Дядя потерпел сокрушительное поражение.
Зато на личном фронте Блинкен оказался куда успешнее. Еще во время работы в Белом доме его внимание привлекла Эван Райан, внучка бывшего директора секретной службы США и помощница первой леди. В 2002 г. он сделал ей предложение, Райан его приняла. Она христианка, так что в обряде бракосочетания участвовали и раввин, и священник. У пары родилось двое детей.
На свадьбе Блинкен произнес тост в честь 40 млн американцев, которые проголосовали за Клинтона, – ведь без его победы не было бы их брака с Райан. Хиллари Клинтон присутствовала при этом – Райан продолжала работать в ее команде, когда, перестав быть первой леди, Клинтон решила избираться в сенат. Позже, когда она стала госсекретарем, Райан стала помощником вице-президента Байдена, а во время второго срока Барака Обамы работала помощником госсекретаря Джона Керри по вопросам образования и культуры.
Сам Блинкен вошел в команду Байдена в 2002 г., возглавив аппарат комитета по международным отношениям сената. На этом посту он пробыл шесть лет, а Байден в 2001–2003 и 2007–2009 гг. был председателем этого комитета. Американский политик Лесли Гелб вспоминал на страницах The Washington Post, как обсуждал с Байденом, можно ли положить конец гражданской войне в Ираке, разбив страну на три автономных региона. В конце беседы Байден попросил его проработать эту идею в подробностях с Блинкеном. План был разработан и предложен американцами иракскому правительству, но принят тем в штыки.
В 2008 г. Блинкен помогал Байдену в президентской гонке. В соперниках у него тогда были такие тяжеловесы, как Хиллари Клинтон и Обама, и Байден вышел из гонки, предпочтя стать напарником Обамы. Он был назначен вице-президентом, а Блинкен вернулся в Белый дом, став его советником. Позже он работал заместителем советника президента по нацбезопасности, а в последние два года президентства Обамы – заместителем госсекретаря.
Байден передал Блинкену широкие полномочия, включая управление политикой команды в отношении Ирака. Блинкен также сблизился с Обамой и стал неотъемлемой частью небольшого круга экспертов по национальной безопасности. Байден и Блинкен разошлись во мнениях только один раз: Байден выступал против вооруженного вмешательства в Ливии, Блинкен – за, пишет Politico. Он считает, что сила может быть необходимым дополнением к эффективной дипломатии: «В Сирии мы справедливо стремились избежать еще одного Ирака, не делая слишком много, но мы совершили обратную ошибку, сделав слишком мало».
Лекарство от Китая
После победы Трампа Блинкен вместе с группой высокопоставленных чиновников из администрации Обамы стал одним из основателей консалтинговой и лоббистской фирмы WestExec Advisors. Они помогали технологическим фирмам заключать контракты с минобороны. В 2018 г. фирма попала в заголовки американских газет из-за скандала. Сотрудники Google подняли внутренний бунт против заключенного их руководством контракта с Пентагоном. Им поручили создавать программное обеспечение для беспилотников, которое повышало вероятность поражения целей, автоматически распознавая здания, людей и технику. Масла в огонь добавили комментарии, которые публично дали некоторые руководители WestExec Advisors (но не дипломатичный Блинкен), – они советовали программистам не бунтовать, а делать свою работу. В итоге Google отказался от продления этого контракта в 2021 г.
Блинкен совмещал работу в WestExec Advisors с постом советника Байдена по международной политике во время избирательной кампании. И вот сейчас он снова может вернуться в Белый дом. «Масштабные проблемы, с которыми мы сталкиваемся как страна и как планета, будь то изменение климата, пандемия или распространение плохого оружия, нельзя решить в одностороннем порядке, – цитирует The New York Times (NYT) слова Блинкена, сказанные им в июле этого года на одном из мероприятий Гудзоновского института. – Даже такая могущественная страна, как США, не может справиться с ними в одиночку».
Он не раз повторял, что США должны работать со своими союзниками в рамках как международных договоров, так и наднациональных организаций: «Мир безопаснее для американского народа, когда у нас есть друзья, партнеры и союзники». Это совпадает со стремлением Байдена вернуться в Парижское соглашение по климату и ВОЗ. При этом Блинкен считает, что во всех организациях Америка должна играть роль лидера. Такая политика несет еще одно преимущество – помогает конкурировать с Китаем, предлагая другим государствам не просто выбор между двумя сверхдержавами, а совместную работу по продвижению торговли, технологий и прав человека, передает его мнение NYT.
Блинкен называет Европу «жизненно важным партнером» и критикует планы Трампа по сокращению американской группировки в Германии – это ослабляет НАТО и помогает Путину, говорит он. Вероятно, США нарастят дипломатические усилия в Индо-Тихоокеанском регионе, где 14 стран недавно подписали одно из крупнейших в мире соглашений о свободной торговле с Китаем, считает NYT. Больше внимания будет уделяться Африке, где активно инвестирует Китай. В той же речи, кстати, Блинкен отметил, что конкуренция с Китаем поможет и в отношениях с Россией. Путин «стремится ослабить растущую зависимость России от Китая», которая поставила его в «не очень удобное положение», заявил он.