Политический протест ушел из Москвы в регионы
Число акций за этот год снизилось из-за пандемии, считают экспертыКоличество протестных акций в России за 2020 г. уменьшилось, говорится в докладе «Протест на фоне пандемии: факторы спада активности» Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), с которым ознакомились «Ведомости». Основной причиной этого стали ограничения, связанные с пандемией коронавируса. По оценке авторов доклада, число политических протестов сократилось за этот год на 20–30%, социально-экономических – на 15–25%, экологических – на 30–40% (общее число состоявшихся акций протеста не приводится). При этом сокращение количества акций не говорит об отсутствии протестных настроений у населения, считают эксперты.
Особенностью этого года стало отсутствие масштабных акций на федеральном уровне – в частности, в Москве, что связано с введением ограничений из-за коронавируса, а также отсутствием выборов в столице. Из важных федеральных тем в этом году было голосование по поправкам в Конституцию, но кампания против поправок не смогла консолидировать людей для масштабных протестов, говорится в докладе. Зато появился новый важный феномен – сильный политический протест формируется не в столице, а в регионах, имеются в виду протесты в Хабаровском крае из-за ареста губернатора Сергея Фургала.
Тенденция перемещения политического протеста в регионы, скорее всего, продолжится и в 2021 г., говорит гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов. Учитывая, что в следующем году будут выборы в Госдуму, протестные настроения будут формироваться дифференцированно, сказал он: «Там, где региональные элиты будут делать ставку на «триумфы» в сочетании со снятием оппозиционных кандидатов, можно ожидать значительного протестного фона, в регионах с конкурентными кампаниями – относительно невысокого». Не исключено, что к 2021 г. число протестных акций политического характера вырастет, добавляет он.
Протестные акции в 2020 г. часто связаны с ростом социально-экономической напряженности и недовольством экологической ситуацией. Социально-экономический протест касается уровня безработицы и проблем социальной уязвимости некоторых профессиональных групп: медработники высказывались против тяжелых условий труда и нарушений при выплатах за работу с больными коронавирусом. Однако их форма протеста – это петиции, видеообращения. Экологический же протест является наиболее устойчивым и показывает высокий мобилизационный потенциал.
Число протестов уменьшилось, хотя социальное раздражение действительно растет, согласна политолог Екатерина Курбангалеева: «В Москве протестов почти не было, что связано со строгими ограничениями из-за коронавируса и отсутствием триггера этих протестов. В следующем году будут выборы в Госдуму, и вряд ли кампания пройдет спокойно, в первую очередь протесты могут начаться в крупных городах: в Москве, Петербурге, Екатеринбурге. То есть там, где будут сильные оппозиционные лидеры, которым власть не сможет противопоставить ярких кандидатов». Политический протест ушел в регионы, однако кроме Хабаровска можно вспомнить еще и выступления в Ненецком автономном округе против объединения с Архангельской областью, протесты против разработки шихана Куштау в Башкирии – здесь политический протест соединился с экологическим, сказала Курбангалеева.
«Сейчас [есть] ощущение, что полыхнуть может везде, вопрос – что станет триггером, – говорит эксперт. – Поскольку на первый план выходит тема выживания, то, скорее всего, это будет социально-экономическая повестка. А ближе к думским выборам начнутся и политические протесты».-