Московские электронные выборы вышли на федеральный уровень

Систему используют для голосования о поправках в Конституцию
Евгений Одиноков / РИА
Евгений Одиноков / РИА

Электронное голосование по поправкам в Конституцию будет организовано на базе той же технологии, что и электронное голосование на экспериментальных участках в Москве на выборах в Мосгордуму. Об этом сообщил 4 июня на заседании ЦИК министр цифрового развития Максуд Шадаев. По его словам, такое решение было принято с учетом ограниченных сроков, стоящих перед организаторами голосования. «Опыт в Москве показал, что это в принципе рабочая технология», – сказал Шадаев. Форма электронного голосования будет доступна уже с 5 июня, заявление о дистанционном голосовании можно будет подать через госуслуги и портал московского правительства. Доступ к электронному голосованию получат все граждане, чей аккаунт в системе госуслуг удалось сопоставить с реестром избирателей.

Ранее в ЦИК неоднократно заявляли, что не планируют тиражировать столичный опыт дистанционного голосования на всю страну и разрабатывают собственную технологию. Результаты научно-исследовательской работы должны были утвердить осенью. Однако, как сообщил в четверг президент «Ростелекома» Михаил Осеевский, примененные в Москве методические подходы признаны правильными, именно они будут развиты для базовой модели, которая будет использована на территории всей страны.

Он напомнил, что эта технология подразумевает учет результатов голосования при помощи технологии блокчейн. Это распределенный регистр, он имеет несколько параллельных копий, которые могут изменяться только все одновременно. Если разнести копии по нескольким точкам учета, то можно добиться абсолютной достоверности учета. Правда, в случае Москвы все эти копии находились в мэрии, признался Осеевский, с использованием технологий контроля через печать бюллетеней. В ходе голосования по поправкам в Конституцию регистры также будут находиться в одном месте, но в перспективе «нам представляется очень важным, чтобы система распределенного реестра была в разных блоках», добавил Осеевский: в частности, речь может идти о ЦИК или комиссиях, организующих выборы, и таких институтах общественного контроля, как Общественная палата. «Но это уже вопрос организации политической составляющей», – отметил Осеевский. Также «Ростелеком» считает, что в перспективе можно будет отказаться от пароля, как не самого надежного способа идентификации избирателей, и перейти к использованию биометрии, над единой биометрической платформой там уже работают.

Из пяти регионов, подавших заявку на проведение электронного голосования, были отобраны два: Москва и Нижний Новгород. Центризбирком 4 июня утвердил порядок голосования, из которого следует: заявку на дистанционное голосование можно будет подать с 5 по 21 июня через портал госуслуг или портал московского правительства, само же голосование будет проходить в течение шести дней: с 14.00 25 июня до 20.00 30 июня. Если параллельно заявке о дистанционном голосовании будет подано заявление о голосовании по месту пребывания, второе будет считаться недействительным.

После обработки всех поступивших заявлений составляется список участников электронного голосования, который записывается на диск и в запечатанном конверте передается в территориальную комиссию по дистанционному электронному голосованию.

Проголосовать можно будет по адресу 2020og.ru. Пройдя идентификацию, участнику голосования нужно будет подтвердить свою личность при помощи кода, который придет ему по sms (номер телефона он оставляет при подаче заявления). В случае ввода некорректного кода нужно будет запросить повторный не раньше чем через минуту, количество запросов ограничено только временем окончания голосования. После корректного ввода кода «становится доступной возможность ознакомления с бюллетенем», и, только подтвердив факт ознакомления, участник сможет перейти к голосованию «путем проставления отметки в квадрате», относящемся к варианту «да» или «нет». После выбора становится доступной кнопка «проголосовать». Пока она не нажата, доступ к бюллетеню сохраняется до окончания электронного голосования (20.00 30 июня).

Если участник голосования так и не проголосовал дистанционно, он может прийти и проголосовать на своем участке – но только после «установления того факта, что участник голосования не получил доступ к бюллетеню». Проверка проводится на основании поданного им бюллетеня при помощи специального сервиса. Если выясняется, что доступ к бюллетеню он получил, комиссия отказывает.

Итоги электронного голосования подводятся после 20.00 30 июня в помещении территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования (ТИК ДЭГ) «в присутствии наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении». Сперва формируется электронный список участников голосования, который записывается на CD-диск, который убирается в сейф. После этого со списком могут знакомиться наблюдатели «и иные лица». В день голосования производится сборка ключа (он передается на хранение членам комиссии в разделенном виде) и расшифровка результатов голосования. После этого председатель ТИК формирует в электронном виде данные об итогах дистанционного электронного голосования раздельно по каждому региону и «незамедлительно» передает их в ЦИК. Затем комиссия проводит заседание, на котором рассматривает жалобы и отправляет данные о результатах в соответствующие региональные комиссии через ГАС «Выборы». Там составляют протоколы об итогах голосования, которые потом включаются в сводную таблицу об итогах отдельной графой с наименованием «Дистанционное электронное голосование». Возможность ручного пересчета не предусмотрена в принципе.

При проведении электронного голосования в помещении ТИК вправе присутствовать члены ЦИК и работники ее аппарата, наблюдатели, назначенные Общественной палатой, представители СМИ, оператора госуслуг и портала правительства Москвы. На сайте ЦИК с 23 июня должна публиковаться информация о количестве зарегистрировавшихся для электронного голосования избирателей, количестве получивших доступ к бюллетеням и проголосовавших, а также «информация о формировании цепочек блоков информации в распределенной базе данных».

Конечно, это победа московской технологии, констатирует сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц. Фактически московский стандарт выходит за пределы столицы и получает федеральный статус, отмечает он. ЦИК же, который в свое время всячески дистанцировался от этой технологии, не успел создать ничего своего и вынужден «сдать назад». Но нет худа без добра, добавляет он: по крайней мере, городские власти активно привлекали экспертов к тестированию этой системы и о ней довольно хорошо известно, в то время как ЦИК все делает «подпольно».

В Москве систему электронного голосования впервые использовали на выборах в Мосгордуму в сентябре 2019 г. Эксперимент проводился в трех округах, во всех по результатам электронного голосования кандидаты от власти набрали больше, чем по результатам обычного. Этот факт, а также технические сбои в процессе голосования, вызвали вопросы к системе электронного голосования, и ответов на них нет до сих пор.

Электронное голосование актуально прежде всего для Москвы, так как это в первую очередь инструмент мобилизации бюджетников, считает экс-кандидат в Мосгордуму Роман Юнеман, который уступил Маргарите Русецкой всего 84 голоса, и именно на электронных участках. Основная гордость столичного департамента информационных технологий (ДИТ) – то, что это первая в мире система электронного голосования с использованием блокчейна. Но на самом деле, если все реестры находятся у вас на одном компьютере, как это сделала Москва, то это уже не блокчейн, а табличка в Excel, замечает Юнеман. Кроме того, добавляет он, система действительно плохо работает и, судя по опубликованным кодам, в программе есть куча дыр, которые позволяют подменять результаты голосования. ДИТ утверждает, что исправил ошибки, но в этом невозможно убедиться, так как логи голосования так и не опубликованы, говорит экс-кандидат.

Кроме того, отмечает Юнеман, система не обеспечивает возможности полноценного наблюдения за ходом голосования. Собственно говоря, при такой организации голосования не у дел остается даже избирательная комиссия – голосование проводит уже не она, а ДИТ, т. е. исполнительная власть.