Российских бизнесменов чаще судят за опасные товары и услуги

Защитники прав предпринимателей с выводами аналитиков FinExpertiza не согласны
Представителей бизнеса обвиняют чаще всего не в финансовых махинациях, а в нарушениях, допущенных в процессе производства / Андрей Гордеев / Ведомости

Вопреки распространенному мнению, представителей бизнеса обвиняют чаще всего не в финансовых махинациях, а в нарушениях, допущенных в процессе производства товаров или при оказании услуг. К такому выводу пришли аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Они проанализировали данные судебной статистики и подсчитали, за что чаще всего осуждали предпринимателей. По их данным, за первое полугодие 2019 г. (самая актуальная информация) за продажу товаров и оказание услуг, опасных для потребителя, осуждено 1447 человек, это 27% всех обвинительных приговоров, вынесенных по «предпринимательским» статьям. На 2-м месте – незаконная предпринимательская или банковская деятельность (1061 человек, или 20% приговоров), на 3-м – нарушения, связанные с оборотом алкогольной и табачной продукции (930 человек, 17,6% приговоров).

«Популярными» статьями стали организация и проведение азартных игр (10,3% приговоров), продажа несовершеннолетним алкогольной продукции (4,9%), неуплата налогов (4,8%). А вот мошенничество не вошло даже в десятку наиболее часто использовавшихся статей. Виновными в мошенничестве, сопряженном с преднамеренным неисполнением договорных обязательств (ст. 159.5 УК), было признано всего 59 человек (1,1%). По делам обманутых дольщиков осуждено всего два человека, а за строительство финансовых пирамид – один.

Как объяснил представитель FinExpertiza Андрей Данилов, авторы исследования использовали собственную методику выборки: они сконцентрировались прежде всего на статьях, которые прямо предусматривают ответственность за нарушения в сфере предпринимательства. Так, из ст. 159 (мошенничество) в выборку попали только части 5–7 этой статьи, в которых речь идет о преднамеренном неисполнении обязательств в сфере предпринимательской деятельности.

Замруководителя экспертно-правовой службы аппарата бизнес-омбудсмена Наталья Рябова говорит, что не понимает логику исследования и почему одни составы учитываются, а другие – нет. Даже по данным Верховного суда в первом полугодии прошлого года за мошенничество с учетом всех составов осуждено 640 предпринимателей. И ведь суды еще далеко не всех признают бизнесменами. Но главная проблема уголовного преследования предпринимателей – не в количестве приговоров, а в том, что львиная доля дел не доходит до суда, в то время как ущерб бизнесу причинен. Говорить об оценке уголовного преследования предпринимателей в России без учета применения «резиновых» статей 159 и 160 бессмысленно, согласен Кирилл Титаев из Института проблем правоприменения Европейского университета. Простое суммирование числа приговоров по так называемым предпринимательским составам мало что дает для понимания текущих процессов, ключевой вопрос в том, кого считать предпринимателем, объясняет он.