Идеальный человек эпохи Путина
Что говорят эксперты про ректора МГУ Виктора СадовничегоВладимир Путин продлил полномочия Виктора Садовничего. «Ведомости» опросили экспертов о роли ректора МГУ в развитии университета, образования в целом и о том, как ему удается так долго руководить главным университетом страны.
Юрий Лужков, бывший мэр Москвы:
«Виктор Антонович Садовничий человек во многих отношениях уникальный – как личность, ученый, гражданин и государственный деятель. Большое счастье знать этого великого человека, общаться и работать с ним, решать общие задачи, учиться у него, узнавать его принципы жизни. Таких людей очень мало, ими надо дорожить. Именно под руководством Виктора Антоновича МГУ получил самое значительное развитие, став восхищающим своим масштабом, с мощным потенциалом храмом науки. Была выстроена грандиозная система развития огромного числа научных направлений, я назову только один, как пример, – это медицинский факультет.
Масштабы этой личности не ограничиваются только Москвой. Посмотрите, как он помог развитию высшей школы в нашей стране. Нет смысла перечислять все филиалы, которые были созданы при нем. Приведу в качестве примера филиал университета в Севастополе. Это было очень смелое решение – создать высшее учебное заведение в месте, которое не во всем тогда было стабильным, но необходимость предоставить молодежи возможность получать знания и понимание, что юг страны остался без сильного образовательного центра, преодолели все политические сложности. И сегодня филиал старейшего российского вуза на Крымском полуострове – это живая память о мудром решении этого великого человека».
Глеб Павловский, политолог:
«В каждую эпоху надо соответствовать ожиданиям власти и уметь это использовать. У Садовничего взгляды никогда не отличались от взглядов соответствующего времени в Кремле. Он идеальный человек эпохи Путина, потому что всегда находится в месте соответствия критериям текущего момента. У него нет никакой позиции и никогда не было, но он умеет создавать мнение, что его позиция соответствует той, что есть у власти. Он нужен власти в той роли, в которой он находится. Он не нужен власти в качестве президента РАН или в качестве министра – это как раз был бы эксперимент, а Садовничий уже удачный завершенный эксперимент. На эксперименты идут с Высшей школой экономики, а МГУ вне зоны экспериментов».
Валерий Фальков, ректор Тюменского государственного университета (ТюмГУ):
«Я как-то обратился к Виктору Садовничему за помощью в организации статусной региональной олимпиады для школьников, победители которой могли бы без сдачи ЕГЭ поступать в Тюменский университет. Летом 2015 г. позвонил Садовничему и сказал, что хочу посоветоваться по поводу местной тюменской олимпиады для одаренных школьников. Он ответил сразу же: «Приезжайте. Мы вас ждем». Конечно, я очень удивился, так как не надеялся, что ректор главного вуза страны заинтересуется региональной олимпиадой. Через три дня я был уже в Москве, и Виктор Антонович встретился со мной в Фундаментальной библиотеке МГУ. Мы договорились о совместном проведении в Тюмени олимпиады МГУ «Ломоносов», теперь эта олимпиада проходит в Тюмени ежегодно».
Владимир Васильев, ректор университета ИТМО:
«Я знаком с Виктором Садовничим с 1994 г. Он не только очень разносторонний и интересный человек, но еще и веселый. Однажды мы вместе летели 10 часов в Токио. Несмотря на смену часовых поясов, Садовничий не выказывал усталости, он рассказывал анекдоты и смешные истории, окружающие всю дорогу смеялись, и время в самолете пролетело незаметно».
Станислав Набойченко, бывший ректор Уральского государственного технического университета (в прошлом Уральский политехнический институт):
«Мы нередко встречались на съездах совета ректоров еще в 1990-х гг. Помню, как все региональные вузы, которым тогда остро не хватало денег, обращались за поддержкой к Садовничему, тот всех внимательно выслушивал, разбирался в каждой проблеме и даже нередко защищал региональные вузы перед высшим руководством. Считаю, что именно Садовничий помог сохранить стабильность и единство высшего образования в России в 1990-х гг. во многом благодаря тому, что внимательно относился к региональным вузам и помогал им решать насущные проблемы. Помимо прочего Виктор Антонович – интересный рассказчик, многих завораживали его истории, он любит анекдоты и много смеется».
Николай Кропачев, ректор СПбГУ:
«Мое сотрудничество с Виктором Антоновичем в области развития отечественного образования позволяет выделить три важнейших свойства, присущих ему как лидеру и как человеку. Во-первых – готовность словом и делом поддерживать позитивные идеи. Благодаря этому свойству МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ впервые в истории новой России получили такие академические права, как обучение по собственным образовательным стандартам, выдача дипломов собственного образца, проведение процедур защиты диссертаций на соискание ученых степеней и конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников по собственным правилам. Во-вторых – готовность активно поддержать распространение лучшего опыта в российском образовательном сообществе. В-третьих, это уникальное видение органической связи школьного и университетского образования и содействие ее развитию, в том числе через систему всероссийских олимпиад школьников и съездов учителей-предметников».
Константин Костин, руководитель Фонда развития гражданского общества:
«Руководитель главного российского вуза, где переплетается огромное количество интересов разных ветвей российской власти, должен быть успешным политиком. Садовничий им и является. При этом Садовничий всегда умело гасил все конфликты, которые возникали вокруг вуза, что тоже несомненный плюс для него».
Дмитрий Бадовский, руководитель фонда ИСЭПИ:
«У Садовничего есть очевидные заслуги перед МГУ и системой образования в целом. Он возглавил университет в самое тяжелое время – в начале 1990-х – и провел его через эти годы, сохранил. Поэтому Садовничий и переизбирался несколько раз на пост ректора, и переизбирался при этом уверенно и безальтернативно, то есть его лидерство никто не оспаривал.
Также Садовничий в те же 1990-е возглавил и, по сути, сформировал Союз ректоров и выступал как одна из главных фигур в системе образования, кто оппонировал, хотя и в меру, «Болонской системе» и системе ЕГЭ. Эти позиции всегда были популярны в профессорско-преподавательской среде и популярны до сих пор».