Медицина открывает внутренний финансовый ресурс

Участники этого рынка обсудили на конференции «Ведомостей» реформирование системы управления клиниками
Вартан Айрапетян

«Ведомости» провели в Москве конференцию, посвященную инвестициям и управлению медицинским бизнесом. На пленарной дискуссии «Инвестиции лидера в управление» представители крупнейших клиник обсудили вызовы, возникшие в процессе слияния и поглощения компаний в отрасли, а также дефицит персонала.

Медицина стала полноценным бизнесом, несущим большую социальную ответственность. Новые подходы требуют внедрения систем корпоративного управления, повышающих операционную эффективность.

Сейчас рынок частных медицинских услуг постепенно консолидируется. «Фрагментация становится менее заметной, идут сделки по слиянию и поглощению. Компании становятся больше, увеличиваются риски в бизнесе и в области здравоохранения», – заявил председатель совета директоров МК «Доктор рядом» Максим Чернин.

В результате изменений, по его словам, зарождается система корпоративного управления в медицине, появляются советы директоров. Перед отраслью стоит задача догнать другие рынки, которые в этом вопросе ушли вперед. В ходе дискуссии участники описали образ из сферы IT: идет процесс настройки «железа» (системы управления) и софта (обучение сотрудников, приобретение ими новых навыков, выстраивание коммуникаций).

Чернин уверен, что это улучшит и корпоративную культуру, и систему управления. «Значит, врачи станут более счастливыми, а вместе с ними и прочие сотрудники медицинских организаций. Соответственно, пациенты – более здоровыми и счастливыми за счет получения качественного сервиса», – подчеркнул он.

При этом, как отметил независимый член правления ГК «Эксперт» Ринат Мухаметвалеев, ничего не надо изобретать, потому что можно воспользоваться опытом других отраслей. В них накоплен богатый опыт по системам корпоративного управления и эффективного менеджмента. «Благо открытых компаний на рынке становится все больше и больше во всех индустриях. Просто копируйте, внедряйте готовые принципы у себя. Сетевые структуры обладают огромным потенциалом. Если у вас 20, 30, 40 клиник, вы можете в каждой протестировать модель в части их них, оценить результаты», – уточнил он.

Модели управления могут быть разные. Некоторые участники дискуссии рассказали, что выводят в самостоятельные бизнес-единицы непрофильные подразделения: маркетинг, юридическое сопровождение и т. п. Они переводят их на хозрасчет, то есть оплата ставится в зависимость от эффективности деятельности.

Кроме того, клиники изучают и пробуют применить опыт других секторов. Например, создают экспертные советы, которые помогают выстраивать оптимальные модели и обучают сотрудников. В частности, о таком опыте привлечения экспертов из «Яндекса» и «Сбера» сообщил Мухаметвалеев.

Реформирование сектора происходит не в самый легкий период, отметила генеральный директор, председатель совета директоров сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия Ава-Петер», «Севергрупп медицина» Ольга Соколова. При этом списывать все на кризис неправильно, полагает она. Резким изменением курсов валют уже никого не удивить. «С одной стороны, у нас очень много прессинга по эффективности, а с другой – очень важными остаются большие, фундаментальные смыслы: ради чего мы работаем, ради чего мы просыпаемся по утрам, а что мы строим, а зачем это строим», – отметила Соколова.

Сейчас большие сложности с наймом врачей, но бессмысленно переживать по этому поводу, полагает она. «Очередей из врачей нет ни у кого. Понятно, что можно, наверное, привлекать более высокими зарплатами, но вдолгую это невозможная стратегия, – говорит Соколова. – Все клиники находятся в ситуации, когда персонала мало, он выгорает, а возможности повышения зарплат ограничены. При этом нужно развиваться. Возможное решение проблемы – в поиске внутренних ресурсов».

Например, она рассказала об оценке загруженности кабинета в поликлинике как индикатора, отражающего эффективность использования площадей медицинского учреждения.

Эксперт привела в пример опыт своих клиник. Врач использует кабинет только 80% времени, поскольку есть отпуска, неудобные смены, выходные дни, когда никто не хочет работать, неожиданные увольнения и пр. В итоге 20% времени помещение не используется.

Сейчас компания ставит цель увеличить загруженность кабинета до 95% за счет найма большего числа докторов, чем требуется, сказала Соколова. «Сегодня в поликлинике 800 врачей, а должно быть 1000, если я хочу сделать так, чтобы у меня была 95-процентная доступность», – пояснила она, добавив, что такой подход нужен на случай отпусков, увольнений и непредвиденных обстоятельств.

Ставка на увеличение кадрового состава, особенно в условиях дефицита персонала, должна быть подкреплена финансовой мотивацией. По мнению Соколовой, нужно искать деньги в повышении эффективности. И рычагов тут несколько, в том числе гибкий подход к закупкам и стоимости услуг врачей, динамические цены.

Цены в клиниках пересматриваются раз в квартал, сказала Соколова. «Где можем, повышаем, потому что это возможности заработка. Если видим, что конкуренты повысили, тоже сразу повышаем, или, если видим, что врач загружен на 80% плюс или на две недели вперед у него запись, абсолютно точно надо повышать цены. Рынок это поддерживает, это выгодно и для врача, и для клиники», – продолжила она.

Участники дискуссии не обошли вниманием цифровизацию медицины и использования искусственного интеллекта в своей практике. Так, Чернин рассказал о технологических решениях на базе ИИ, которые уже помогают врачам в организации приема пациентов, в диагностике и процессе лечения. Например, боты собирают анамнез пациента и вносят симптомы в цифровую карту. На приеме врач только уточняет детали. Также искусственный интеллект уже анализирует снимки, полученные при исследованиях на рентгене, КТ, МРТ. Это экономит время и издержки, чего так добивается сейчас медицина при поиске внутренних ресурсов для финансирования.

Пациент всегда…

За обсуждением вопросов финансирования и создания новой системы корпоративного управления участники сессии на конференции «Ведомостей» не забыли о главной миссии медицины – лечить пациентов. В обиходе у медиков даже возникли новые термины, которые связаны с новыми нематериальными подходами к заботе о людях, нуждающихся в помощи врачей.

Ольга Соколова, говоря о миссии, ради которой работают врачи, рассказала о внутреннем термине: «клиника внимательной медицины». Он появился в ходе многочисленных встреч с персоналом учреждений. «Я постоянно ходила и говорила, что снаружи холодно, внутри тепло. Мы не можем решить все проблемы Российской Федерации, мы не можем решить все проблемы человеческие, мы даже, если честно, не можем пообещать ни одному из наших пациентов, что мы точно поможем ему выздороветь. Но мы можем пообещать, что с нами не страшно, что с нами тепло, что мы поможем всем, чем сможем. И как бы фокус вот на это внимание, что мы работаем ради пациента и работаем друг для друга».

По ее словам, большое значение в работе уделяется созданию комфортной среды для медиков, где люди относятся друг к другу с уважением, ласково, бережно, с пониманием того, что в любой момент каждый может выйти из строя. «Задача – коллективно поддержать друг друга, подождать, когда человек отойдет, вернется в строй, и пойти дальше. Потому что мы все вместе, и это та самая внимательность, которая, на мой взгляд, колоссально важна именно сегодня».