Почему EdTech-платформы должны меняться

И какими должны быть перемены

Современный рынок EdTech в России достиг достаточно большого размера и темпов роста. Объем рынка дополнительного профессионального образования (ДПО) в 2021 году составил 191 млрд рублей. Спектр форматов тоже достаточно широк, всё это позволяет сделать вывод о насыщении рынка. То есть российский EdTech прошел стадии зарождения, наращивания темпов и укрепления, и сейчас уже находится в точке, когда не происходит ничего кардинально нового. Мы умеем производить контент и создавать платформы, где он будет размещен. Однако образование — это сложная и многофакторная вещь, которая работает с глубинными аспектами человеческой личности. Философ Х.-Г. Гадамер определяет образование как «специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей». Так, имея дело с образованием, нужно осознавать, что это процесс, в рамках которого человек  трансформируется. Ответственность за этот процесс лежит на тех, кто его обучает.

Обучение не ради обучения

Каждый день увеличивается количество людей, которые выбирают обучение в рамках EdTech-проектов. Из «нишевого» выбора для более продвинутых онлайн-платформы стали вполне массовым продуктом —  уже в 2021 году в онлайн учились 18 млн человек. Действительно, на это повлияли некоторые «драйверы» — например, пандемия — но в целом процесс является органическим и проистекает из потребности людей получить знания и профессию. Долгое время мы находились в точке, где реагировали на запрос «я хочу стать программистом или дизайнером». Сейчас наступает время работы с изменившимися вводными — люди уже приходят с запросом «я хочу стать программистом, но мне важно, как вы будете меня учить». То есть ценность образования — не в самом факте обучения, а в результате. И клиент сегодня уже понимает, что компания должна четко объяснить, каким образом она обеспечит этот результат, а именно — как организован образовательный процесс. Так, создание платформы для размещения видео и текстовых материалов будет недостаточно, чтобы привести студентов к цели. 

За последние несколько лет мы наблюдали, как множество цифровых образовательных платформ не смогли сохранить бизнес из-за того, что делали ставку именно на создании новых технологических решений. В тот период развития рынка спрос был на продуктовые направления, а не технологизацию процесса обучения. По сути эти бизнесы просто опережали свое время. Сегодня ситуация меняется, и запрос студентов направлен на более продвинутую платформу с диверсификацией процессов, происходящих на ней. 

На вопрос: «Как я буду учиться?» сегодня придется реагировать многим компаниям и меняться исходя из него. Марафоны, менторство, буткемпы, телеграм-боты, офлайн-интенсив — всё это не просто форматы, а специфические методологии, которые с разной степенью успеха приводят к профессиональным результатам. Через несколько лет рост рынка приведет к тому, что люди, желающие обучаться, будут выбирать между несколькими — предположительно, четырьмя — ведущими игроками на рынке. И основным фактором выбора будет как раз способ обучения. На данный момент компании редко дают прозрачный ответ о том, как они приведут студента к конкретному результату с точки зрения ценностной цели — например, к карьерному изменению. Сегодня речь идет прежде всего про трудоустройство, но что именно произойдет с человеком на курсе — остается не до конца артикулированным. Изменения будут состоять в том, чтобы внедрить такие инструменты в платформу, которые смогут обучать человека исходя из его индивидуальных особенностей. 

Адаптивность обучения: два источника данных для персонализации

Платформы с адаптивными моделями обучения возможны при условии анализа крупных массивов данных. Обычно рассматриваются данные, получаемые из поведения студента. С моей точки зрения, эффективная модель адаптивного обучения с точки зрения целей образования — это та, что выстроена исходя из работы с двумя стримами данных. Источниками первого являются сами компании-работодатели. Источником второго — студенты. Отсюда и два типа платформенных решений.

Первая группа данных состоит из информации, предоставляемой преподавателями, менторами, HR-специалистами, самой компанией. Адаптивная образовательная траектория предполагает в том числе и наиболее быстрое достижение профессиональной цели — например, начать работать дизайнером не через год, а полгода. Для этого необходим максимально актуальный скиллсет, который требуется от профессионалов здесь и сейчас. Важную роль здесь играет аналитика данных, представленных компаниями-работодателями. 

Вторая группа — это изменения, исходящие из отслеживания пользователя платформы. В существующих современных платформах технологические решения следуют из необходимости того, чтобы платформа просто работала. Это IT-продукт, с которым взаимодействует студент, но она все равно от него изолирована — его потребности никак не влияют на структуру платформы. Так, мы имеем образовательную реальность, где две стороны, в сущности, отделены друг от друга. Несмотря на то, что есть обратная связь от преподавателей и кураторов, тем не менее сам процесс не меняется исходя из перспективы студента.

Адаптивные системы нацелены на то, чтобы разрешить эту ситуацию. Они реализуются за счет внедрения обучающих моделей, основанных на портрете пользователя и профессионала. Поведение студента анализируется с точки зрения его стиля обучения, эмоций, когнитивных паттернов, усидчивости и т.д., чтобы система подстраивалась под него. Так, адаптивные системы предлагают не просто обучающий материал, но представляют собой гибкую среду, которая конфигурируется исходя их персональных характеристик студента.

Что такое адаптивная платформа

На данный момент есть два наиболее общих платформенных решения  по созданию адаптивной обучающей среды, которые могут сочетаться на одной платформе. Среди них:

Цифровой тьюторинг — система, позволяющая использовать технологии ИИ для автоматизации сопровождения студента внутри образовательного процесса. Такие тьюторы существуют давно, но только в 2021 году ученые из Walden University вместе с Google разработали ИИ-тьютора Julian, который является чат-ботом, встроенным в систему управления обучением в университете. Они пытались решить проблемы, которые мешали масштабировать применение тьюторов — прежде всего, опора на первичные скрипты и нединамичность работы. То есть разработчики должны были создавать бесконечное количество сценариев, которые могли бы произойти с тьютором. Эта система более гибкая и динамичная. В Julian загружаются обучающие материалы и ответы/вопросы студентов, исходя из которых он постоянно учится сам и помогает заменять реального тьютора, будучи встроенным в цифровую среду обучения. 

Умные системы рекомендации — это платформенное решение, которое обеспечивает предложение студенту материалов (лекций, лонгридов, заданий и т.д.) исходя из результатов психометрических замеров и индивидуального поведения человека на платформе. Успешность внедрения систем рекомендации зависят от ряда условий: предложения должны всплывать в реальном времени в рамках сеанса студента на платформе либо, исходя из подсчета его привычек, в виде push-уведомлений; потребности студента должны быть определены с максимальной точностью; система должна уметь сравнивать портреты студентов. Рекомендации рассчитываются аналитически, при помощи обработки больших массивов данных с учетом событий, происходящих во времени в структуре процесса обучения. 

 Итак, можно выделить несколько принципов адаптивного обучения:

  • Данные для анализа и создания адаптивных моделей должны поступать одновременно от компаний и пользователей.

  • Обучение строится исходя из конкретной образовательной цели, материал структурирован так, чтобы ее достигать.

  • Контент и система рекомендаций персонализированы, а обратная связь формулируется исходя из поведения пользователя в реальном времени. 

  • Адаптивный путь обучения включает в себя материалы, способы продвижения по курсу и время взаимодействия с платформой, которые подгоняются под стиль обучения учащихся и их особенности.

  • Учет предпочтений студента в структурировании образовательного процесса — каждый опыт взаимодействия с платформой индивидуален.

Индивидуальная траектория обучения как идея сама по себе не является  чем-то новым. Словосочетание «адаптивное обучение» звучит почти на каждой конференции об образовании по всему миру, его преимущества много раз были проанализированы и представлены. Инновацией на сегодняшний день является масштабирование этого подхода в рамках массового обучения. Как создать платформу, которая будет строить обучение на базе поведения человека в сети и на основе data-driven подхода по персональной траектории. Чтобы человек мог узнать о своем прогрессе не через 24 часа, когда проверят домашнее задание, а каждую секунду — чтобы понимать, где он находится на пути к своей образовательной цели. На данный момент существует применение каких-то отдельных решений, но все еще в экспериментальной форме. Поэтому будущее EdTech-индустрии — это использование больших платформ, построенных на принципе адаптивности. Именно это обеспечит людям почти стопроцентную гарантию глубинных карьерных достижений, потому что они смогут многое понять о самих себе — что они действительно знают и умеют, как они учатся и обрабатывают информацию, чего им не хватает для повышения качества жизни.