Российские школы начинают зеленеть

Зачем образовательные учреждения внедряют ESG
Андрей Гордеев / Ведомости

Для многих организаций следование принципам устойчивого развития (ESG) – забота об экологии и людях, а также прозрачная система менеджмента – уже является нормой. В последнее время эти принципы начинают внедряться и в российских общеобразовательных школах.

Европейские школы идут к ESG

Понятие ESG, которое в 2004 г. сформулировал Кофи Аннан, расшифровывается как «Environment, Social, Governance» – окружающая среда, общество, управление. Это стратегия развития организации, предусматривающая прозрачность в менеджменте, заботу об экологии и людях, с которыми соприкасается компания. Принципам ESG за рубежом следуют многие компании. По словам руководителя проекта «Новый взгляд» Натальи Бондаренко, сфера образования не является исключением, вузы и школы также идут по пути устойчивого развития. «На Западе соответствие ESG, в том числе и для образовательных учреждений, стало уже базовым "гигиеническим" требованием, – соглашается президент школы «Летово» Михаил Дмитриев. – Не делать этого – значит заявить крайне неоднозначно воспринимаемую обществом позицию». По словам Бондаренко, вузы внедряют ESG активнее среднеобразовательных школ. В то же время, по ее словам, примерно 15% из топ-50 IB-школ (работающих в соответствии с международными стандартами IB) уже открыто заявляют, что идут по пути устойчивого развития. Есть немало примеров, когда в образовательном учреждении реализуются те или иные аспекты ESG.

«Международные школы, преимущественно частные, вводят специализированные предметы по вопросам устойчивого развития, таким как загрязнение окружающей среды, биоразнообразие и сохранение ресурсов, использование воды, энергия, транспорт, отходы и их переработка, а также здоровый образ жизни», – дополняет старший менеджер отдела услуг в области устойчивого развития группы компаний Б1 (бывш. EY) Лариса Курылева. Кроме того, продолжает эксперт, есть и примеры внедрения ESG-принципов в бизнес-стратегию школ, обеспечения ее устойчивого развития.

ESG идет в российские школы

В России локомотивами движения в сторону устойчивого развития в сфере образования выступают вузы. «Связано это с тем, что есть запрос со стороны реального сектора, – подчеркивает ведущий аналитик рейтингов устойчивого развития "Эксперт РА" Елена Жанахова. – В России в последние несколько лет активно растет число программ высшего и дополнительного образования, связанных с устойчивым развитием».

Согласно исследованию HeadHunter, за январь-сентябрь 2022 г. спрос на специалистов в сфере устойчивого развития вырос на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, при этом не менее 80% вакансий предполагают наличие образования у специалиста не ниже бакалавриата, 40% – магистратуры. Как показало совместное исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и ESG Альянса, в бакалавриате по программам в области устойчивого развития учится 60 000 студентов, на специалитете 1400, в магистратуре 8300. На Западе большая часть обучается в магистратуре.

По мнению директора Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Оксаны Гончаровой, термин ESG необходимо вводить уже в школьной программе, чтобы рассказывать детям про «зеленую» повестку. НИУ ВШЭ даже выпустило рекомендации по формированию и развитию экологической грамотности и экологически ответственного поведения в дополнительных общеобразовательных программах, рассчитанные на учеников 5-11 классов. А во ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартах) есть программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для начальной и средней школы. В соответствии с ней, школы должны дать ученикам представление об основах экологической культуры и научить бережно относиться к природе. «У молодого поколения есть потребность в том, чтобы иметь устойчивое будущее, изучать и применять на практике знания об охране окружающей среды и сохранении ресурсов, участвовать в экологических проектах на базе самой школы», – соглашается Курылева.

Однако школ, имеющих программы, связанные с устойчивым развитием, пока немного. По словам Дмитриева, в «Летово» присутствуют социальная направленность и ответственность: «Сама по себе школа некоммерческая, работает на основе стипендиального фонда, и прием учащихся строится на принципе need-blind admission, что с английского переводится как "прием вслепую" – при рассмотрении заявки оцениваются лишь знания и умения поступающего без учета финансового положения семьи, – рассказывает эксперт. – 78% учащихся получают стипендии». Социальная и гражданская ответственность также является одним из направлений внеакадемической программы – например, каждый из учеников восьмого класса должен сделать обязательный социальный проект, продолжил Дмитриев, ребята организуют субботники, возглавляют благотворительные и социальные инициативы.

Забота об окружающей среде, по его словам, интегрирована в жизнь школы и в образовательную программу. Экология здесь – обязательный предмет, в школе практикуют раздельный сбор мусора, проводят практические занятия по социальным наукам и т. д.

По словам Бондаренко, следование ESG-принципам – это фундамент современной школы, причем в прямом и переносном смысле. «ESG-стратегия как часть общей стратегии развития школы "Новый взгляд" заложена на этапе запуска проекта, – рассказывает эксперт. – На сегодняшний день это единственная школа, спроектированная по национальным экологическим стандартам (национальная система сертификации "Клевер"), что позволяет обеспечить управление уровнем СО2 и другими климатическими параметрами, работать с освещением в школе, одновременно сохраняя здоровье и снижая энергопотребление, обеспечивая эргономичность и экологичность пространств и оснащения школы».

Будущее школьного ESG

Эксперты сошлись во мнении, что у школьного ESG в России есть будущее. И все больше образовательных школ (преимущественно частных) будут переходить на путь устойчивого развития. «Многое из того, что уже делается хорошими школами, может быть включено в стратегию ESG: забота о сотрудниках, программы профессионального развития, просветительские программы, внешние партнерства школы, – указывает Бондаренко. – На первых этапах гораздо проще реализовывать инициативы в проектном формате, не пытаясь изменить сразу всю систему управления школой, но главное – найти того человека, который будет продвигать проект или изменения и поможет вовлечь сотрудников в его реализацию». По словам Дмитриева, в школе амбассадорами ESG, то есть, например, лидерами социальных и экологических инициатив могут быть учителя, обладающие необходимыми знаниями и навыками. «Так, наш департамент развития учащихся организовал уже ставший традиционным Service Day – это мероприятие, где школьники делятся успехами и результатами проделанной работы в благотворительных и социальных проектах, которые они ранее выбрали, а многие наши учителя являются кураторами этих проектов», – рассказал эксперт.

По словам Курылевой, один из путей развития ESG в образовании – создание на базе школ или вузов специализированных центров в области устойчивого развития, которые выступают как аккумуляторы знаний и обеспечивают продвижение повестки устойчивого развития в модели «школа-вуз-компания». Кроме того, по ее словам, в международной и российской практике есть примеры создания в школах специализированных комитетов по устойчивому развитию, которые выступают за разработку специальных документов, например, экологической стратегии школы, отвечают за подготовку и реализацию различных мероприятий. В то же время, добавляет Жанахова, пока на уровне государства не будет принято решение о развитии тематики устойчивого развития в школах, ESG так и останется инициативой отдельных частных образовательных учреждений.