Человеческие ресурсы: капитал будущего
«Сегодня каждый должен быть готов к тому, что за свою трудовую жизнь он построит две-три карьеры. Столица дает москвичам возможность соответствовать требованиям современного рынка труда»
Креативная защита
Человечество стоит на пороге четвертой технической революции, которая кардинально изменит рынок труда: десятки профессий останутся в прошлом. Выиграют от трансформации страны, сделавшие ставку не на сырье или привлечение финансовых потоков, а человеческие ресурсы.
Приготовиться на выход
Будущее наступит не завтра, и технологии еще не столь совершенны, чтобы полностью заменить людей даже на рутинной механической работе. Так успокаивают себя те, кто боится неизбежной конкуренции с машинами. Однако новостные ленты дают много поводов в этом усомниться. Развитие интернет-магазинов значительно сократило количество традиционных продавцов. Мобильные приложения с легкостью заменили банковских операционистов. На смену бухгалтерам пришли автоматизированные системы учета. Виртуальные роботы-рекрутеры гораздо быстрее закрывают массовые вакансии.
Быть готовым к конкуренции с искусственным интеллектом советуют и представителям, казалось бы, более творческих профессий: журналистам, юристам, переводчикам, маркетологам и даже врачам. Месяц назад сингапурская редакция Esquire выпустила номер, часть заметок и письмо редактора в котором написал бот. В отличие от сотрудников журнала, ИИ потребовалось всего несколько минут. Роботы-хирурги массовым явлением пока не стали — это дорогостоящие установки. Однако число выполненных ими операций давно превысило несколько миллионов, и многие клиники с удовольствием «наймут» помощника, не устающего от десятка операций в неделю и способного выполнять команды оператора из соседней комнаты или с другого континента. В прошлом году разработчик ИИ-платформы LawGeex, способной читать и интерпретировать юридические документы, предложил оценить риски в 5 соглашениях о конфиденциальности LawGeex и 20 юристам, проработавшим не один десяток лет в крупнейших компаниях вроде Goldman Sachs или Cisco. Похвастаться разгромной победой создатели платформы не могут: средняя точность ИИ составила 94%, людей — 85%, максимальная точность — 100% и 94% соответственно. Но маститым юристам понадобилось 92 минуты, ИИ справился всего за 26 секунд. Но нынешний уровень — не предел для технологий.
Роботы работают в разы быстрее нас, не болеют, не страдают от перепадов настроения, не нуждаются в нормированном рабочем дне и отпуске. Четвертая промышленная революция изменит производство быстрее, чем нам кажется, предполагают специалисты консалтинговой компании Deloitte. Но в ее докладе «Будущее промышленного производства: как будут выглядеть профессии цифровой эры?» будущее описано весьма оптимистично: число созданных рабочих мест превысит количество тех, которые исчезнут благодаря внедрению киберфизических систем, искусственного интеллекта и облачных технологий. Более того, сочетание таких факторов, как старение населения и изменение требований к квалификации персонала, оставит около 50% вакансий в производстве к 2028 году открытыми. Дело в том, что роль человека не сведется только к управлению или техническому обслуживанию роботизированных систем.
Специалисты широкого профиля
Традиционные профессии обязательно потребуют владения цифровыми навыками. Например, в сельском хозяйстве появятся специалисты, которые умеют рассчитывать потребности в урожае и контролировать выполнение запрограммированного результата: скажем, степень сладости фруктов. В Microsoft и The Future Laboratory считают, что 65% школьников и учащихся вузов через 10 лет займут должности, которых сейчас просто не существует. Для этого потребуется сплав нескольких дисциплин и гораздо больше разных навыков.
В топ-10 профессий 2025 года, составленный компаниями в ходе совместного исследования, вошли дизайнеры виртуальной среды обитания. Они займутся проектированием виртуальных миров: VR-музеев, площадок для деловых встреч или экзотических путешествий. Но прежде придется изучить несколько областей знаний: архитектурный дизайн, редакторское дело и психологию. Адвокаты по робоэтике займутся определением моральных и этических законов для роботов и искусственного интеллекта. Без глубоких познаний в коммуникациях, философии и этике это будет невозможным. Знание биологических наук, медицинской методологии и анализа данных позволит биохакерам на фрилансе помочь профессиональным ученым в борьбе с депрессией, аутизмом, шизофренией и другими неизлечимыми заболеваниями. Помимо профессиональных навыков обязательными станут универсальные компетенции XXI века: критическое мышление, умение усваивать новые знания и управлять людьми. Очевидно, что новая инфраструктура потребует принципиально другой системы образования и подготовки специалистов. С тем, что во всем мире системы образования консервативны и быстро перестроиться не смогут, согласны все. Пока начата лишь дискуссия о контурах новой системы. Большая работа, по мнению авторов доклада «Россия 2025: от кадров к талантам», предстоит и России.
Роль учителя в будущем изменится. Его главной задачей станет не только подготовка по своему предмету, а умение организовать работу детей и включить их в процесс созидания. Это потребует принципиально другой программы и среды для подготовки педагогов. Сейчас среднестатистический российский учитель — женщина 50 лет с общим стажем работы примерно 21 год. Причем 15 из них она проработала в одной школе, что не позволяет развиваться и сохранять восприимчивость к любым изменениям. Согласно международному исследованию Teacher Education and Development Study in Mathematics, средний балл российского учителя математики — 340–380 из 1000, а 10% школьных учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики. В прошлом году правительство РФ приняло программу по созданию более 6,5 млн новых мест в школах к 2025 году. По мнению авторов доклада, это повысит спрос на учителей, обладающих компетенциями из целевой модели-2025. Кардинальные изменения коснутся профессионального и высшего образования. Работодатели давно сетуют, что уровень выпускников не соответствует современным требованиям. Усугубляет проблему то, что большинство россиян после 25 лет образование практически прекращает. Бизнес пытается решить эту задачу с помощью корпоративных университетов. Но компании инвестируют в обучение персонала в 10 раз меньше, чем в Европе.
Переход от экономики природной ренты в экономику человеческого капитала быстрым не будет. Поэтому некоторые регионы создают свой инструментарий, способный решить хотя бы часть проблем.
Растить таланты
В рейтинге инновационных экосистем Cities Global Ranking of Startup Ecosystem-2019 Москва поднялась на 10-е место и заметно улучшила свои позиции (в 2018 году — 14-е место). По эффективности инновационных кластеров, который отражает Global Innovation Index, столица поднялась в прошлом году на 30-е место (в 2017 году — всего лишь 57-е место). Однако конкуренция между инновационными столицами мира становится жестче. A.T.Kearney Global Cities Index ежегодно называет 25 городов мира, выступающих движущей силой для своей страны и ставших важным звеном мировой экономики. По уровню деловой активности, политическому весу, количеству вузов и возможностей для развития талантов в 2019 году Москва заняла 18-е место (в 2017 году — 14-е место). Cтоличные власти ищут возможности для развития инновационной экосистемы. До конца года запустят тестовые зоны 5G, продолжится тестирование беспилотного транспорта, начнется создание системы распознавания лиц. По словам мэра города Сергея Собянина, будет установлено до 200 тысяч камер: «Это станет одной из крупнейших систем в мире после Китая».
Недавно глава Сбербанка Герман Греф предложил сделать Москву экспериментальной зоной для развития искусственного интеллекта. Либеральная правовая среда, финансовая поддержка государства и зеленый свет в реализации самых амбициозных идей должны помочь сохранить и развивать таланты, привлекать лучших иностранных экспертов, в вузах и колледжах появятся программы подготовки специалистов по ИИ.
В прошлом году в Москве объявили о запуске инновационного кластера, который объединит научно-исследовательские институты, высокотехнологичные производства, ИТ-компании и образовательные учреждения (колледжи, вузы). Его задача — не только развивать наукоемкие производства, создавать высокооплачиваемые рабочие места, а стимулировать несырьевой экспорт. Кластер должен стать инкубатором для талантливой молодежи и предпринимателей. Помимо этого в столичном правительстве разработали несколько проектов, которые могут стать дополнением для системы образования и подготовки кадров.
Первым звеном стали детские технопарки. Школьная программа дает базовые знания по ключевым предметам, но любые изменения в ней — вопрос нескольких лет. Детские технопарки позволили столичным школьникам изучать робототехнику, биотехнологии и другие дисциплины будущего. Больше всего инноваторов стимулирует признание и воплощение своих идей. Поэтому наставники технопарков выбирают самые интересные проекты и помогают воплотить их в жизнь. В апреле на ВДНХ прошел фестиваль детских технопарков, где их воспитанники продемонстрировали десятки своих инновационных проектов.
Следующий уровень — профессиональное образование. Колледжи и техникумы стараются адаптировать свои учебные программы под требования времени и обновлять оборудование, но, очевидно, что идти в ногу со временем им очень трудно. Слишком быстро меняется наш мир, ведь теперь даже бытовая техника превратилась в мини-компьютеры. Попыткой представить альтернативную модель для получения рабочих специальностей стал образовательный комплекс «Техноград», распахнувший свои двери в сентябре 2018 года. «Супермаркет профессий» предлагает 45 прикладных специальностей, обучение по которым ведут только представители бизнеса. Робототехник, оператор дронов, программист, специалист по программному обеспечению для бизнеса — около 20% профессий отвечают требованиям завтрашнего дня. Остальные 80% закрывают потребности компаний в традиционных специальностях: сварщики, парикмахеры-стилисты, бармены-бариста, фотографы. Но в обучающие программы для этой категории интегрировали информационные технологии и метанавыки будущего. Чтобы выполнить сложный шов, сварщику иногда приходится моделировать предстоящую работу на компьютере. Бариста недостаточно просто сварить кофе и красиво его подать: от того, как он умеет общаться, зависит наше настроение.
Добровольный квалификационный экзамен — инструмент для учащихся 3-4-х курсов бакалавриата, 4-6-х курсов специалитета и 1-2-х курсов магистратуры вузов Москвы и Московской области. Он позволяет пройти онлайн-тестирование и получить оценку своих знаний и компетенций. Победители первого онлайн-испытания получают пропуск в очный этап, где предстоит встретиться с компаниями-работодателями и, возможно, получить предложение о работе.
В этом году экзамен (первый состоялся в 2017 году) охватил 40 профессий, «судьями-наставниками» для более чем 6000 студентов выступили представители 100 вузов и 60 компаний, среди которых «Яндекс», РЖД, Северсталь, Сбербанк, Росатом, Rambler, KPMG и другие.
Во второй этап прошли 3000 претендентов, а победителями стали 248 студентов. В начале июня в Цифровом деловом пространстве им вручили главный «приз» — распределение на стажировки и практики. Независимо от результата все участники экзамена получили урок профориентации от SuperJob, образовательные материалы по выбранной специальности, личной эффективности и развитию ключевых компетенций, а также курсы английского от Skyeng с контентом, заточенным под каждую специальность.
Кадры для умного города
Десяткам актуальных специальностей обучают слушателей всех возрастов в столичном «Технограде»
Мир переживает настоящий образовательный бум — человечеству стало интересно получать знания в любом возрасте и в любом месте. Ключевые тренды — новые образовательные технологии и свежие форматы обучения. Концепция столичного «Технограда» отлично вписывается в глобальную образовательную инфраструктуру: программы «Технограда» способны удовлетворить спрос на трансфер актуальных знаний.
Кампус в парке
«Техноград», который находится в образовательном кластере «Парк знаний» в восточной части ВДНХ, легко узнаваем даже издалека. Отчасти благодаря гигантским синим буквам, из которых сложено само слово «Техноград». Однако такая броская визуальная подача лишь ориентирует посетителей. Желание разобраться в том, что это за новый образовательный комплекс, появляется благодаря дизайн-проекту территории и самой атмосфере.
Необычно оформленные ультрасовременные павильоны, соединенные между собой стеклянными переходами, напоминают традиционный университетский кампус, для российских реалий, впрочем, не характерный.
Тем сложнее представить, что до «Технограда» здесь находилась заброшенная промышленная зона с единичными историческими зданиями. Английскому архитектору Николасу Чампкинсу (известен тем, что занимался созданием генплана Олимпийского парка в Лондоне) удалось отлично вписать все здания «Технограда» в историческую застройку, используя при этом новейшие строительные материалы.
Каждому из пяти новых павильонов подобрали собственный цвет, гармонично сочетающийся с соседними зданиями. И по совокупности всех факторов концепт дизайна «Технограда» полностью соответствует его главной заявке — трансферу новых образовательных технологий, актуальных знаний и профессий будущего.
Как это работает?
Разобраться с тем, как все устроено и с чего начать свой личный образовательный процесс, помогут карьерные консультанты площадки «Центра развития карьеры». Они проведут бесплатные профориентационные тестирования, расскажут об актуальных требованиях работодателей, помогут найти на рынке труда подходящие вакансии, контакты интересующих работодателей. И, само собой, помогут сориентироваться в программах обучения в «Технограде», а также записаться на занятия. Выбор — огромен, так что помощь действительно не помешает.
Сегодня «Техноград» предлагает 500 образовательных программ по более чем 40 актуальным специальностям и профессиям будущего. Все они объединены по шести тематическим направлениям:
«Цифра.Техноград» (цифровые технологии)
Оператор беспилотных летательных аппаратов, робототехник, программист и другие специальности.
«Арт.Техноград» (креативные индустрии)
Технолог-эстетист, художник-аниматор, промышленный дизайнер и другие специальности.
«Пром.Техноград» (промышленность)
Специалист по аддитивным технологиям, специалист производства летательных аппаратов, оператор станков с ЧПУ и другие специальности.
«Сервис.Техноград» (услуги для населения)
Кондитер, бармен-бариста, повар, пекарь и другие специальности.
«Урбан.Техноград» (городская инфраструктура)
Специалист по лазерным технологиям, техник-эколог, аппаратчик химической чистки и другие специальности.
«Бизнес.Техноград»
Развитие предпринимательских компетенций; тренинги по личностному развитию, социальным навыкам.
Для каждого из направлений обустроен отдельный павильон, а все мастерские «Технограда» оснащены новейшим оборудованием. Например, слушатели программ «Арт.Технограда» овладеют специальностью в профессиональной студии звукозаписи, слушатели «Урбан.Технограда» познакомятся с киберфизической фабрикой CP Lab и освоят работу послойного лазерного синтеза EOS M100 с лазером 200 ватт.
С высокими технологиями познакомятся и слушатели «Сервис.Технограда» — их образовательные программы предусматривают работу на пищевом органическом 3D-принтере Foodini. В общей сложности в мастерских используется 3 тысячи единиц оборудования, произведенных лидерами своих рынков.
Освоить новые профессии, повысить квалификацию, получить навыки личной эффективности и знания о том, как открыть свое дело, может абсолютно любой житель московского региона — в этом и заключается одна из главных особенностей «Технограда».
Приводить ребенка младше 7 лет, возможно, рановато, а вот границ для старшего возраста точно нет: программы разработаны с учетом абсолютно разных потребностей в новых знаниях и способах их доставки — от знакомства с профессией и краткосрочных курсов до полноценных учебных программ и модульного обучения.
Интеллектуальный прорыв
Тем, кто еще не определился с выбором профессии, Центр развития карьеры предлагает профнавигационные экскурсии, познавательные мастер-классы, краткосрочные программы обучения (от 16 часов) и фестивали профессионального мастерства. Для поддержки и обновления уже имеющихся знаний — программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (до 250 и более часов).
За несколько месяцев можно освоить новую профессию и получить навыки ведения собственного бизнеса. Почему нет? В образовательном пространстве нового типа — именно таким и является «Техноград» — в сжатые сроки можно пройти все этапы подготовки.
Преподаватели — представители известных российских компаний, признанные эксперты и бизнес-тренеры. В программы включены практические кейсы, повышающие ценность полученных знаний.
Какую бы программу ни выбрал слушатель, по окончании он получит сертификат (краткосрочные форматы от 2 часов), удостоверение о повышении квалификации (обучение от 16 до 250 часов) или диплом государственного образца (программы от 250 часов).
По завершении образовательного цикла имеет смысл обратиться вновь к карьерному консультанту. Он расскажет о требованиях работодателей, поможет составить резюме, подготовиться к собеседованию, проконсультирует, как сформировать личный карьерный трек. Непрерывность образования — одна из ключевых особенностей площадки и подразумевает возможность получения нескольких профессий и обучение новым навыкам на протяжении всей жизни. Все больше людей̆ готовы попробовать свои силы в разных профессиях. Поэтому программа «Технограда» строится по принципу модульной конструкции. Из разных элементов можно составить персональный план обучения в зависимости от того, какие навыки хочется развить. Кстати, почти любая программа предполагает развитие предпринимательских навыков и личной эффективности. Поэтому если слушатели решат, что их амбиции переросли работу по найму, у них есть возможность оценить перспективы открытия собственного дела.
За первые 9 месяцев работы «Техноград» посетили более 100 тысяч человек. Центр развития карьеры оказал почти 9 тысяч услуг. Более 40 тысяч школьников, студентов колледжей и вузов стали участниками практических занятий по выбранным профессиям в рамках программы «Урок в «Технограде» и других мероприятий для молодежи. Интенсивные программы обучения по всем направлениям оказались наиболее востребованы у взрослых специалистов. Кстати, лучших выпускников трудоустроили компании, которые стали образовательными партнерами комплекса. В мае в «Технограде» стартовал пилотный проект по переподготовке тех, кто остался без работы.
Гостями площадки не раз становились эксперты в области образования из США, Великобритании, Австралии, Европы, Казахстана, стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии и других стран. Многие из них признавали, что аналогов московского проекта не видели: в одном центре обучают десяткам профессий, а носители контента исключительно представители бизнеса. Фронт-офис системы образования Москвы президенту России Владимиру Путину показал мэр Москвы Сергей Собянин — экскурсия по образовательной площадке на ВДНХ состоялась в октябре прошлого года.
В 2019 году в «Технограде» запланировано 1,5 тысячи различных образовательных программ. При этом «Техноград» далек и от формализованности академического образования, и от поверхностности «просветительских мероприятий». И это важно: ведь в современном мире технологии и общество меняются настолько быстро, что жить становится непросто. «Техноград» показывает самые разные варианты того, как быстро обрести качественные знания, приобрести столь необходимые сегодня метанавыки и вписать себя в стремительно меняющуюся жизнь, чтобы было интересно жить и работать.
«Техноград» – для кого он?
Дети и подростки 7–14 лет
В игровой форме ребят познакомят с современными профессиями;
Помогут с профориентацией;
Подберут курсы для получения базовых профессиональных навыков по актуальным специальностям.
Подростки и молодые люди 15–35 лет
Помощь в выборе и освоении конкурентоспособной профессии;
Ориентация в получении дополнительных компетенций;
Помощь в трудоустройстве по полученной специальности.
Взрослые старше 35 лет
Знакомство с рынком труда — новыми профессиями и актуальными требованиями работодателей;
Помощь в освоении компетенций, востребованных на рынке;
Помощь в повышении эффективности в процессе поиска работы;
Помощь с трудоустройством.
Люди старшего возраста (50+)
Обучение базовым цифровым компетенциям, позволяющим повысить собственную конкурентоспособность на рынке труда;
Помощь в выборе образовательной программы, актуализирующей имеющуюся специальность, или в выборе актуальной новой;
Консультационная поддержка, необходимая для открытия собственного дела.
Семьи
Разнообразный и содержательный образовательный досуг.
Список образовательных курсов и программ составлен на основе опроса работодателей о наиболее востребованных профессиях, проведенного Агентством инноваций Москвы, статистических показателей занятости, а также информации некоммерческой организации WorldSkills Russia, проекта «Профессии будущей Москвы» (Агентство инноваций Москвы) и анализа топ-50 профессий, требующих среднего профессионального образования (исследование провело Министерство образования и науки России). На формирование списка профессий повлиял и анализ отчета The Future of Jobs (Всемирный экономический форум в Давосе-2016).
ЦИФРЫ
«Техноград» – это 35 500 кв. м
более 100 000 посетителей
3 000 единиц профессионального оборудования
45 наиболее востребованных профессий и профессий будущего
7 лет и 82 года – возраст самого юного и самого взрослого слушателей
от 450 рублей – стоимость занятия
Инновации в учебе
Благодаря открытию детских технопарков у московских школьников 10-17 лет появилась возможность освоить азы программирования, собрать коптер и добавить до 10 баллов к ЕГЭ.
Первые две учебно-экспериментальные площадки открылись в Москве в 2016 году. Сейчас на территории московских вузов, высокотехнологичных предприятий или инновационно-производственных комплексов расположились 15 детских технопарков. У каждого из них своя специализация. Например, «Калибр» специализируется на 3D-моделировании и компьютерной анимации. В технополисе «Москва» сфокусированы на авиамоделировании, робототехнике, нанотехнологиях, промышленном дизайне и энергетике. Но все площадки предлагают пройти обучение по инновационным и наукоемким направлениям: космонавтика, биотехнологии, дизайн интерфейсов, VR/AR, летательные аппараты — всего более 30 направлений.
Обучающие программы разрабатывали преподаватели и ректоры ведущих московских вузов, таких как МГТУ имени Баумана, МАИ, МФАЮ, РГСУ, Московский Политех. Чтобы знания не превратились в сухое изложение научных разработок, а давали также представление о практике применения новых технологий, к сотрудничеству пригласили крупные российские и иностранные компании. В числе 55 бизнес-партнеров проекта Росатом, Нейроботикс, Ростелеком, РЖД, Касперский, KUKA Roboter, LEGO, которые предлагают ребятам решать реальные кейсы из своего опыта.
Занятия проводятся в виде лекций, дискуссий, мастер-классов в игровой форме. Основная задача преподавателей — не просто рассказать о впечатляющих плодах технического прогресса или научить работе на современном оборудовании. Главное — дать возможность придумывать новые решения и учиться их реализовывать. Работая над проектами, ребята тренируют аналитические способности, навыки проектной и командной работы, презентуют и защищают смелые идеи. Эти навыки важны и сегодня, но в будущем высокий уровень владения такими компетенциями станет критически важным.
В прошлом году слушателями столичных технопарков стали около 60 тысяч школьников и студентов колледжей. Некоторые выпускники могут похвастаться изобретениями, получившими высокие оценки их наставников. К примеру, слушатели детского технопарка «Инжинириум МГТУ имени Н.Э. Баумана» Денис Гулин и Дмитрий Леонов создали ветрогенератор с солнечной батареей. Установка из композитных материалов и стеклопластика не нуждается во внешнем источнике питания и может устанавливаться в любом месте. Олег Ярыгин и Владислав Лебедев тоже проходили курсы в этом технопарке и разработали дистанционно управляемого подводного робота для исследований в условиях Арктики. Старшеклассники из «Мосгормаша» заняли первое место во Всероссийском конкурсе школьных команд по разработке прототипов космических систем, устройств и аппаратов. Упрощенная ими конструкция летательных аппаратов позволит запускать их на высоте от 11 до 50 километров и повысить безопасность полетов.
В этом году число слушателей, согласно прогнозу, вырастет до 80 тысяч. Чтобы потенциальным посетителям было проще сориентироваться и осознанно выбрать интересный и полезный для себя курс, технопарки проводят дни открытых дверей, бесплатные пробные занятия и открытые лекции.
Кстати, учеба в технопарках — не только знакомство с предметами, которых нет в школьной программе. Это еще и возможность спланировать свое дальнейшее образование: внимательно присмотреться к вузам, где можно получить хорошее высшее образование. Выбор достаточный — образовательными партнерами стали 35 московских вузов, которые в свою очередь тоже заинтересованы в подготовленных абитуриентах. Успешное прохождение некоторых курсов может добавить выпускникам школ от 5 до 10 баллов к ЕГЭ.
Самые успешные ученики смогут претендовать на попадание в штат крупных компаний. Работодатели готовы заключать отложенный трудовой договор с теми, кто демонстрирует большой потенциал. За все время работы детских технопарков такие предложения талантливой молодежи сделали десятки крупных компаний.
Отдых со знанием
Лето может запомниться не только беззаботным отдыхом и прекрасной погодой, но и яркими впечатлениями от новых знаний.
И взрослым и детям.
Детские технопарки
Технопарк «Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана» предлагает школьникам 5-8-х классов в июне посетить смены Космос, Биотехнологии, Транспорт и Роботы. В июле пройдет инженерная смена для старшеклассников с мастер-классами от победителей чемпионата World Skills и успешных выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Технопарк НИЦ «Курчатовский институт» бесплатно проведет для школьников 14 лет цикл лекций об исторических заблуждениях, планковской системе единиц, теории относительности, парадоксах в физике. На бесплатных мастер-классах «Возобновляемые источники энергии» расскажут о ветряной, солнечной и гидроэнергетике.
Технопарк «Вертикальный взлет» предложит детям 6-16 лет почувствовать себя учениками школы магии по мотивам саги о Гарри Поттере. Команда «хранителей воспоминаний» будет снимать мини-фильм, изучая основы написания сценария, работы с камерой, светом и монтажа. В программе 3D-max можно воссоздать любимых персонажей — от создания рендера до анимирования модели. Съемкой полноценного анимационного ролика займутся «магистры искусства оживления», а за виртуальные страницы школы магии, включая веб-разработку, и контент сайта будут отвечать «создатели магических страниц».
Технопарк равных возможностей РГСУ предлагает 36-часовые курсы по программированию, аддитивным технологиям, нейротехнологиям, робототехнике, виртуальной и дополненной реальности. После обучения ребята получат сертификат, дающий до 10 баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в РГСУ и другие ведущие вузы Москвы.
Техноград
В «Технограде» можно всей семьей посетить шоурумы профессий, пройти бесплатное профориентационное тестирование, принять участие более чем в 500 мастер-классах и освоить новую профессию. Занятия проводятся для посетителей всех возрастов, в том числе для детей с 7 лет. Для них есть специальные мастер-классы выходного дня и детские каникулярные программы «Путешествие в профессии».
НАЙТИ СЕБЯ: ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ОСВОИТЬ ЗА ЛЕТО
Оператор БПЛА. На занятиях в мастерской компании «Геоскан» слушатели научатся разбираться в различных типах БПЛА и областях их применения, составят и выполнят собственное полетное задание, научатся пилотировать беспилотные аппараты в самых разных погодных условиях, собирать и ремонтировать БПЛА и проходить воздушные трассы в экстремальных условиях.
Оператор 3D-печати. Занятия в мастерской ведут лучшие специалисты компании PICASO 3D — инженеры из МГТУ им. Баумана и Московского физико-технического института. Они научат создавать 3D-модели с нуля, отрабатывать режимы печати и работать с разными принтерами, оптимизировать формы изделий, применять на практике методики расчета прочности изделий и принципы бионического дизайна.
Графический дизайнер. Преподаватели мастерских «Арт. Техноград» — практикующие дизайнеры с педагогическим опытом. Занятия проходят в графических мастерских и современных компьютерных классах. На курс могут записаться как слушатели без специальной подготовки, так и те, кто имеет базовые навыки. Насыщенная программа обучения нацелена на интенсивное изучение графического дизайна, 3D, выполнение практических заданий и первых собственных проектов.
Видеоблогер. Видеоблогер — самая популярная профессия 2019 года. Видеоблогер должен создавать не только интересный, но и качественный контент. И тут есть свои правила и профессиональные секреты — как написать сценарий, о чем говорить со зрителями, какую аппаратуру выбрать, чтобы снимать по-настоящему захватывающие ролики. Разбираться в видеомонтаже, звукорежиссуре, работать с камерой и микрофоном, рисовать спецэффекты и хорошо выглядеть в кадре научат профессионалы с опытом работы на Центральном ТВ, киностудиях и авторы популярных каналов.
Подробнее о программе мероприятий https://technograd.moscow
КОММЕНТАРИЙ
Наталья Починок,
ректор Российского государственного социального университета
Сильнее всего роботизация повлияет на социально-гуманитарную сферу. Несмотря на креативность, инновационность, критическое мышление, специалистам придется учить основы информационных технологий. В РГСУ в каждой специальности цифровым технологиям уделяется особое внимание. Но инструменты социального общения тоже важны. Человек не может знать всё и должен решать задачу, объединяя усилия. Проектное управление важно, креативность и инновационность рассыпаются, когда нет четкого управленческого механизма.
Как изменится высшее образование? Для меня, как человека, долго работавшего в бизнесе, очень важно, чтобы направленные в систему образования государственные средства работали максимально эффективно.
Мы должны поднять систему магистратуры и профориентации на новый уровень. Магистратура не должна оставаться вторым высшим образованием. Решение о поступлении человеку логичнее принять после нескольких лет работы на реальном производстве. Тогда есть смысл повышать квалификацию и защищать свой проект. Вторая составляющая — профориентация. В учебном заведении нужно дать возможность совершенствоваться не только в рамках выбранного направления, а пробовать разные сферы деятельности, чтобы видеть картину со всех сторон. Если студент понимает один фрагмент, его возможности для развития ограничены.
Современные преподаватели должны жить своей профессией, следить за изменениями информационных технологий, владеть навыками эффективной презентации, использования разноканальных образовательных программ. Следует научиться мотивировать учеников и интересно представлять свой предмет. Далеко не все отвечают этим условно новым требованиям. В эту сферу в первую очередь стоит направить усилия государства.
Образовательный процесс уже не представляется без электронной среды и виртуальной или дополненной реальности. Нужно сделать так, чтобы многоконтентные технологии не были диковинкой. Хороший пример внедрения электронных образовательных программ — компания «Гиперметод».
Нет смысла полностью копировать зарубежные практики. У нас есть собственное видение своих сильных сторон и задач. Иностранные студенты все еще приезжают в Россию, чтобы получить качественное и востребованное образование.
Алексей Захаров
владелец сервиса Superjob
Трансформация рынка труда в России начнется не позже, чем в других странах. Технологически для прорыва все готово. Например, если Сбербанк завтра примет решение сделать весь документооборот с юрлицами электронным, за ним последуют все остальные крупные банки. В результате за 3 месяца работу потеряют около 700 тысяч человек: бухгалтеры, занимавшиеся документооборотом, курьеры. Думаю, единственное, что сдерживает автоматизацию, — это опасения государства, куда пойдут эти люди. Станут таксистами или программистами? Профессия таксиста позже, но тоже исчезнет: как только разметку на дорогах приведут в порядок и роботы будут легко ориентироваться, общественный транспорт и коммерческие перевозки превратятся в беспилотные. Так же стремительно изменятся и другие отрасли. Резко сократится число занятых в автомобилестроении: молодые люди все реже покупают собственные авто, их полностью устраивают услуги каршеринга. Переход на новый тип потребления повлечет за собой массовые сокращения в страховании.
Никакой катастрофы из-за этого не случится: толпы разъяренных безработных людей не будут шагать по улицам городов и громить все на своем пути. Мы пойдем привычным эволюционным путем. Сто лет назад у людей был 16-часовой рабочий день и 2 выходных в году. Сейчас 8-часовой рабочий день, отпуск, больничный. В будущем мы будем меньше работать, наверняка снизится пенсионный возраст. Машины возьмут на себя неблагодарный физический труд, а те, кто много трудился, получат возможность чаще отдыхать на природе или больше времени проводить со своими детьми.
Новым золотом в XXI веке станут мозги. За специалистов высокого уровня уже начинается новая мировая война. Как их растить? Системы образования во всем мире инертны и вряд ли в короткие сроки предложат эффективную модель. Трудно прогнозировать, что изменится, но сроки обучения точно не сократятся. Раньше в вузе за 5 лет можно было получить теоретические данные и быть уверенным, что их хватит на следующие 35 лет. Теперь эти сакральные знания легко найти в Википедии. Нам понадобится больше навыков, так что сроки получения профессии увеличатся до 80-90 лет. Мы будем учиться всю жизнь.
Елена Сахарова
генеральный директор образовательного проекта Theorem
Theorem — сервис образования будущего. Поэтому нам очень импонирует задача площадки предложить профессиональные знания на новом уровне.
Мы проводим в «Технограде» классические тренинги: учим ораторскому искусству, креативности и многим другим компетенциям будущего. Как правило, работа начинается с 1,5-часового тренинга, по результатам которого опытный бизнес-тренер говорит, какие навыки хорошо развиты, а какие стоит потренировать. Сейчас эта тема на пике популярности, мы видим, как растет интерес к нашим программам. Но хотелось бы протестировать новые методологические рамки, разработанные при поддержке профессоров из Гарварда и института непрерывного образования CCR. Речь идет о блоке метакомпетенций, которые будут критически важны в будущем вне зависимости от выбранной профессии — программист или сантехник. У нас есть еще одна идея, которую в «Технограде» поддержали. В июне-июле планируется запустить программу по продвижению продукта, актуальную для представителей малого и среднего бизнеса. Их владельцы не могут нанять копирайтеров, маркетологов, специалистов по таргетингу, поэтому им важно разбираться во всех этих этапах. Не заниматься всеми процессами самостоятельно, но понимать свою целевую аудиторию, адресованное ей сообщение и настройки рекламных кампаний необходимо. В больших компаниях такие универсальные специалисты появятся позже, малый и средний бизнес нуждается в них прямо сейчас.
Мы коммерческая компания и рассматриваем свое присутствие в «Технограде» как бизнес-проект: хотим отработать программы и стать востребованными и на других площадках, тех же технопарках.
Павел Степанов
коммерческий директор компании «Геоскан»
«Геоскан» производит беспилотные системы и программное обеспечение, которое экспортируется в 130 стран мира. Посетители нашей мастерской могут не только увидеть эти решения, но научиться их использовать.
В России несовершенна нормативная база, это определенный барьер для рынка. Но законодательная работа началась. Доставка грузовыми дронами сопряжена с большими рисками, поэтому бурного роста этого сегмента мы ждем через 4-5 лет. Сегмент беспилотников для дистанционного зондирования продемонстрирует бурный рост в ближайшие 2-3 года. Мы видим, насколько вырос спрос на дистанционное зондирование со стороны российских нефтяных, добывающих и энергетических компаний. Это чистая экономика. Затраты на мониторинг ЛЭП с помощью пилотируемых судов в разы выше, чем использование дронов. Поэтому компаниям АЛРОСА, Россети, СУЭК, для которых «Геоскан» выполнил ряд проектов, уже сейчас нужны операторы по управлению такими аппаратами.
Дроны важны, но еще важнее умение обрабатывать и анализировать полученные ими данные. Агрономам важно получить оцифрованную версию поля, чтобы оценить состояние полей или озимых, девелоперам с помощью 3-мерных моделей проще контролировать ход строительства, съемка в инфракрасном и тепловом диапазонах помогает инженерам нефтегазового сектора вовремя найти повреждения трубопроводов или очаги возгораний и утечки.
Таких специалистов не хватает, поэтому мы запустили в «Технограде» мастер-классы по программированию, управлению БПЛА и обработке данных. Некоторые наши выпускники уже устроились на работу в российские холдинги.
Максим Октябрев
основатель и руководитель мебельной фабрики Moonzana
«Техноград» стал для нас возможностью представить альтернативный взгляд на дизайнерскую мебель: это красиво, экологично и необязательно дорого. Moonzana производит небольшими тиражами дизайнерскую мебель в стиле лофт, ретро и неоклассики. И на курсах мы показываем людям, что есть различные интерьерные стили, декор и интересная мебель.
Разработанные нами 2-недельные лекции по дизайну интерьеров дают базовые представления о профессиях и необходимых навыках. Тем, кто хочет быть дизайнером интерьеров, они помогают определиться с дальнейшим направлением обучения (3D-визуализации, архитектура) или избавляют от иллюзий. Некоторым кажется, что работа состоит из приятных поездок по магазинам в поисках мебели или обоев. Но временами это кропотливый и монотонный труд.
Поскольку на ВДНХ приходит большое количество людей, которые помимо отдыха хотели бы получить какие-то прикладные знания, мы запустили серию мастер-классов по изготовлению элементов декора. Это 15-20 минут «теории» от практикующих дизайнеров, а затем практическая часть, позволяющая научить состарить дерево с помощью разных техник или сделать оригинальный коллаж из журнальных вырезок, который может стать заменой картине.
Не скрою, мы получаем и имиджевые бонусы от работы. Для наших клиентов участие компании Moonzana в таком масштабном государственном проекте — своего рода гарант надежности. В мастерской есть наша мебель, мы открыты, делимся знаниями, такой проект выводит Moonzana на другой уровень.
Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы
0+