Необязательное отношение к обязательному аудиту: как аудиторское заключение поможет компании снизить издержки и выйти на новый уровень
По данным Росстата, в 2015 году 30% компаний, обязанных проводить аудит, не стали этого делать, чтобы сэкономить. Наша практика показывает, что собственники бизнеса и управляющие директора относятся к аудиту как к необязательным расходам. На самом деле, аудит – это инвестиции в развитие бизнеса. Если у вас на руках аудиторское заключение, возрастают шансы получить кредит в банке, вам открыта дорога к участию в тендерах крупных компаний, и вы знаете, какие налоговые риски грозят компании.
Вместо штрафов за непроведение аудита получайте кредиты по сниженным ставкам и доступ к тендерам крупных компаний
В соответствии с российским законодательством аудит ежегодно обязаны проводить:
– акционерные общества;
– компании, у которых выручка за предыдущий год превысила 400 миллионов рублей;
– компании, у которых стоимость активов по бухгалтерскому балансу больше 60 млн руб.;
– госкорпорации и государственные организации;
– страховые организации, клиринговые компании, организаторы торговли и депозитарии, негосударственные пенсионные фонды и др.
За непроведение аудита установлена административная ответственность. Должностных лиц перечисленных организаций могут дисквалифицировать на срок до двух лет. Максимальный штраф для компаний, которые не обязаны раскрывать информацию о своих ценных бумагах, – 5 тыс. руб. Для публичных акционерных обществ, которые должны это делать, штрафы больше: от 700 тыс. до 1 млн руб. Для должностных лиц таких компаний – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Но дело не в штрафах. Аудиторское заключение поможет вам:
· получить кредит по сниженной ставке. Средняя ставка по рынку – от 17 до 25%. Банки из топ-10 дают кредиты под более низкий процент только компаниям, бухгалтерская отчетность которых подтверждена аудиторским заключением.
Московская компания 16 лет продает и обслуживает высокотехнологичное медицинское оборудование. Руководство решило выйти на рынок Белоруссии. Для закупки партии оборудования на экспорт нужен был кредит – 250 млн руб. Банк из топ-10 предложил заем по ставке 12% годовых без дополнительных залогов и поручительств от третьих лиц. Единственное условие – у компании должно быть аудиторское заключение по отчетности за три последних года. Заключений не было: собственник компании всегда считал, что аудит – пустая трата денег.
Брать деньги под стандартный процент компания не хотела – генеральный директор не был уверен, что фирма сможет вовремя делать выплаты по кредиту. Идею с выходом на экспорт пришлось отложить. Сейчас аудиторы изучают отчетность компании за три последних года;
· приобрести новых партнеров.
По нашему опыту, компании с оборотом от 2 млрд руб. при проведении тендеров всегда требуют от участников аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность показателей бухгалтерской отчетности;
· укрепить вашу деловую репутацию.
Если вы размещаете на сайте компании заключение специалистов из лучших аудиторских фирм (ТОП-20), это повышает лояльность клиентов и доверие партнеров.
Как с помощью аудита снизить издержки и избежать доначислений
Предположим, что вашей компании не нужны кредиты, ваша партнерская сеть – крупнейшая в России, а клиенты предпочитают вас конкурентам. Какая в таком случае польза от аудиторского заключения?
· У собственника по итогам аудита на руках информация о том, как устроен бухгалтерский учет в компании, также карта рисков бизнеса.
Аудиторы представляют отчет собственнику, в котором перечисляют текущие и потенциальные риски, а также указывают, чем это грозит компании. Например, это могут быть риски потери активов из-за дебиторской задолженности, не погашенной в срок, риски доначисления налогов из-за неправильного оформления документов и другие неприятные для вашей компании моменты. Аудиторы подскажут, как избежать негативных последствий.
· Для бухгалтерской службы заключение договора на проведение аудита – возможность узнать об изменениях законодательства, касающихся отрасли, в которой работает компания. Также получить разъяснения по вопросам, которые неоднозначно трактуются законодательством.
Мы сформировали следующий алгоритм работы со своими клиентами («дружественный подход» в аудите):
– в первый день аудита главный бухгалтер предоставляет список вопросов аудиторам, которые хотел бы обсудить;
– аудитор включает в план работ подготовку ответов на указанные вопросы (помимо обязательных вопросов, рассматриваемых в рамках аудита);
– в итоговом отчете главный бухгалтер видит ответы на свои вопросы с конкретными рекомендациями.
Клиенту не нужно дополнительно обращаться к консультантам за разъяснениями – вся информация уже есть в отчете аудитора. Например, бухгалтеру интересно, есть ли налоговые риски (если есть, то какие) по расходам, связанным с получением импортного оборудования от иностранного учредителя в качестве вклада в уставный капитал.
Консультант детально разбирает, в чем именно риски, указывает в отчете, чем это грозит и как избежать штрафных санкций.
· Аудит – это возможность протестировать средства внутреннего контроля в компании.
Например, в ходе аудита может выясниться, что с сотрудниками фирмы не заключены договоры о материальной ответственности. При этом при инвентаризации ежегодно выявляются недостачи на сумму от 300 до 500 тыс. руб. Ответственность за эти убытки никто не несет.
· Для собственника ежегодный аудит – средство контроля за действиями топ-менеджмента компании.
В ходе аудита крупной девелоперской компании, которая строит жилые комплексы на севере Подмосковья, консультанты обнаружили, что:
– чтобы сэкономить на налогах, управляющий директор не отражал доходы от переоценки активов. Это не позволило собственнику получить дивиденды от бизнеса в полном объеме;
– в компании не было контроля ограничений по кредитным обязательствам (ковенантам). Это условия в договоре, при наступлении которых банк вправе потребовать досрочно погасить кредит или обратить взыскание на заложенное по кредиту имущество. Как правило, речь идет о проведении обязательного аудита, о положительных чистых активах на протяжении всего действия кредитного договора и т. д. Такая ситуация могла привести к тому, что банк обратил бы взыскание на заложенные объекты недвижимости, составляющие 95% активов компании.
Как выбрать аудитора?
Что такое качественный аудит? В любой стране – это выполнение аудитором задания заказчика в соответствии с установленными стандартами. В России своя специфика: по нашему опыту, клиенты уверены, что аудитор – не просто независимый эксперт, а консультант, который в любой ситуации подскажет решение.
У нашего клиента – производственной компании – контракт на поставку оборудования с особым переходом права собственности. Стоимость товара выражена в иностранной валюте. Возник вопрос о корректности составления поставщиком счета-фактуры, а именно – суммы в документе. Речь шла о 20 млн руб., по которым клиент планировал заявить вычет. Собственник компании позвонил консультанту сразу, как только возникли сомнения, – в одиннадцатом часу вечера. Аудитор успокоил клиента, что все составлено корректно. Собственник продолжил работу.
Как выбрать аудитора?
1. Изучите рейтинги и выбирайте из консалтинговых компаний, которые занимают верхние строчки. Консультанты дадут комплексные рекомендации по широкому кругу бизнес-задач, а не просто проведут аудит «для галочки».
2. Ознакомьтесь с рекомендациями партнеров и конкурентов. Это поможет выбрать высококлассных специалистов.
3. При первой встрече с консультантом задайте интересующие вас вопросы, сформулируйте, чего вы ждете от аудита. По ответам вы поймете, будет ли сотрудничество плодотворным.
4. Если вы сошлись по всем пунктам, согласуйте условия и сроки проекта. Можно готовить список подробных вопросов для аудитора!
Аудит – это не просто способ потратить деньги и получить документ, который будет пылиться на полке. Это возможность провести работу над ошибками и найти новые возможности для развития бизнеса.
ООО «КСК»
Ссылки на материалы о КСК групп: