Что раздувает сметы
Почему строительные подрядчики соглашаются на невыполнимые условияЭто верно и для услуг по отделке офисов. Одни генподрядчики (как правило, предлагающие на тендерах самые низкие цены) считают, что коллеги по цеху просто не умеют эффективно работать с поставщиками, оптимизировать фонд оплаты труда и умерять аппетиты по прибыли. Другие (чьи тендерные предложения дороже) уверены, что все вышесказанное – блеф, что профессиональные компании во времена последних кризисов уже все оптимизировали. Чтобы понять, где действительные, а где декларируемые резервы для оптимизации, можно взглянуть на смету.
Прямые затраты генподрядчика – это расходы, связанные с непосредственной реализацией проекта, к которым относятся зарплата штатных строительных рабочих (в общей смете доля ФОТ составляет 20–30%); затраты на оборудование, сырье и материалы (35–50%) и расходы на услуги субподрядчиков (15–35%). 5–7% приходится, как правило, на накладные расходы без привязки к конкретному проекту. Например, административные расходы (аренда офиса, коммунальные платежи и т. д.). В смету заложена и прибыль – пожелания генподрядчика относительно своего вознаграждения, сегодня это 5–10%.
Что тут можно сократить? Если речь идет о команде высококвалифицированных специалистов, 20–30% на ФОТ – это оптимальная цифра. Профессиональные кадры не могут стоить дешево. У любого рабочего специалиста есть физическое ограничение по объему работ во времени – маляр не может сегодня покрасить 100 кв. м, а завтра, желая подзаработать, 1000 кв. м. Ограничения здесь связаны и с качеством – попробовать покрасить 1000 кв. м можно, но представьте результат. Впрочем, вознаграждение, которое просят на этом рынке, принципиально не меняется уже в течение нескольких лет.
Еще одна «внутренняя» строчка – накладные расходы. Да, можно сколько угодно ужиматься по административным расходам, работать вне офиса, трудиться стоя, отдать часть площади в субаренду и в итоге на 2% сократить эту строку бюджета. Но что такое эти 2%, если внутри договора около 40% стоимости – валютная составляющая? Любое валютное колебание съест эту экономию, а то и больше.
Самыми дорогими в смете оказываются затраты на материалы и оборудование и расходы на субподрядчиков. Но если заказчику безапелляционно нужен андалусский мрамор или текстильные обои из Голландии, скорее всего, к цене придется отнестись философски. Тем не менее именно стоимость материалов – ключевая позиция для оптимизации. Благо практически каждому сегодня можно подобрать замену. Если архитектор готов к адаптации своего проекта, вместе с генподрядчиком они могут существенно уменьшить бюджет.
Призывы отказаться от субподрядчиков состоятельны ровно до тех пор, пока речь не идет о специализированных работах – технологически сложных, иногда лицензируемых. Системы СКС, безопасности, аудио- и видеосистемы, слабые токи, навороченные программы BMS – работы со всем этим требуют специальных навыков, и обращение к профессиональным субподрядчикам здесь – объективная оптимизация. Разумеется, при условии, что вы как генподрядчик сделали все от себя зависящее, чтобы получить хорошую цену.
На конечную строительную смету во многом влияют сроки реализации проекта и коммерческие условия. Раньше стандартной практикой на рынке была выплата генподрядчикам аванса, который в том числе шел на закупку материала. Последние несколько лет заказчики просят работать без предоплаты. Поэтому подрядчики вынуждены либо вкладывать в проект свои деньги, либо, если позволяет репутация, просить у поставщиков такую же отсрочку платежа. Разумеется, эта опция небезвозмездна. Если поставщик продает условный кирпич по 10 руб. за штуку, в случае отсрочки платежа цена возрастает до 11–12 руб., иначе откуда брать оборотные средства? В итоге генподрядчики закладывают такого рода расходы в смету для заказчика.
Вообще, любые строительные риски находят отражение в бюджете, другого инструмента пока не придумано. Увеличивают смету, например, крайне сжатые по требованию заказчика сроки. Допустим, на рынке открывается тендер от хорошего, статусного заказчика, которому нужен полноценный офис за два месяца. И ни дня больше – в день Х компания должна переехать. Заказчик выставляет коммерческие условия, в которых прописаны и штрафные санкции за превышение сроков. Вот тут подрядчики могут себя повести по-разному.
Могут согласиться на нереальные сроки, чтобы получить проект. В процессе сроки, конечно, увеличиваются – генподрядчик сетует на «недоработанный проект», «форс-мажоры» со стороны поставщиков и т. д. В результате подрядчик теряет репутацию и платит штраф, у заказчика откладывается переезд и т. д. Проект перестает быть успешным для обеих сторон. Или, помня о сроках, подрядчик закладывает в смету увеличение штата сотрудников и работу персонала в две смены; более быструю доставку материалов и оборудования и т. д. Подход корректный, но можно проиграть тендер по цене. Подрядчики могут просто увеличить смету на сумму штрафных санкций. То есть на самом старте предусматривается возможность оплатить заказчику нарушение сроков проекта из его же кармана.
Проблема российского рынка, как мне кажется, в том, что многие его участники вместо того, чтобы открыто признавать нереальность выставленных требований, пытаются всеми силами заполучить проект, не афишируя те риски и дополнительные затраты, которые в любом случае придется понести заказчику. Но смета неминуемо раздувается, и происходит это ровно в тот момент, когда заказчик уже не в силах что-либо поменять.
Увеличение строительной сметы – это часто попытка строительных компаний обойти те регламенты, навязанные правила и «настоятельные пожелания», которые выставляет сам клиент. Например, трендом последних лет стало увеличение гарантийных обязательств по проекту. Складывается ощущение, что заказчики не делают разницы между капитальным строительством и офисной отделкой. Дело доходит до абсурда, когда заказчик и на кровлю, и на туалетный ершик просит гарантию в 10 лет. Любой адекватный строитель понимает, что ни один туалетный ершик 10 лет не проживет, поэтому он закладывает столько ершиков в смету, чтобы, когда один придет в негодность, заменить его на новый.
Но самая большая возможность манипулировать заказчиком есть у генподрядчика тогда, когда тендерное задание сформулировано из рук вон плохо, не детализировано. В документах должны быть заложены конкретные требования к инженерному оборудованию, мебели, перегородкам, дверям, сантехнике, ковровому покрытию. В противном случае у генподрядчика появляется возможность для удешевления материалов, о котором на первоначальном этапе речи не шло. Детализация тендерного задания – с точки зрения стоимости проекта и снижения рисков – творит чудеса.