Хватит ли складов онлайн-ритейлу в России, чтобы расти на 30% в год
В России 22 млн кв. м складов, из которых онлайн-торговля занимает всего 1 млн кв. мДля обеспечения роста в 25–30% в год – это цифры, в которые верит рынок, – российскому онлайн-ритейлу к 2020 г. нужно минимум в 2 раза больше складов, чем они сейчас занимают, показали результаты совместного исследования CBRE и компании «Логопарк девелопмент» при поддержке Ассоциации компаний интернет-торговли. Для федерального онлайн-ритейла и обслуживающих его логистов потребуются дополнительные 1,5 млн кв. м. Приход на российский рынок международных онлайн-компаний может сформировать потребность еще в 1,8 млн кв. м складов. Сейчас на складском рынке Московского региона вакантно 1,4 млн кв. м – этого недостаточно. Тем более что по мере роста масштабов оборота и количества заказов онлайн-ритейл будет запрашивать все более нетипичные склады, отличающиеся от занимаемых традиционным ритейлом класса А по ряду характеристик.
Огромное число конечных получателей груза, не компаний, а конкретных людей; индивидуальность каждого конкретного заказа, который нужно собрать без ошибок из разных товарных групп, возвратная логистика, жесткие запросы по срокам доставки – чтобы решать эти задачи, нужно иметь соответствующую инфраструктуру.
В большинстве случаев российский e-commerce размещается в типовых складах классов А и В, в ряде случаев имеющих несколько уровней мезонинов, с той или иной степенью автоматизации или механизации. За единичными исключениями складская структура одноуровневая: склад или сеть складов одного типа, с которых и происходит исполнение заказов. Это существенно отличается от структуры логистических платформ онлайн-ритейлеров на развитых рынках Западной Европы или США.
Склады глобальных операторов онлайн-торговли можно разделить на три типа. Первый – региональные распределительные центры (РЦ) площадью от 50 000 кв. м, расположенные вблизи основных транспортно-логистических узлов, основных магистралей федерального и международного значения без привязки к городам покрытия. Технологически это стандартные склады класса А, с которых товары оптовыми партиями уходят в центры исполнения заказов, фулфилмент-центры.
Фулфилмент-центры (специализируются на комплектации и отправке заказов) – второй тип, они тоже расположены на ключевых магистралях, но на средней удаленности от границ городов (до 30 км для таких хабов, как Москва или Париж). На этом уровне начинаются различия в характеристиках зданий: требуется большее, чем в классическом складе класса А, количество погрузочных доков – не менее одного на 500 кв. м (для типичного класса А допустимо иметь один док на 1000 кв. м), увеличенная парковка и наличие дополнительных разворотных площадок для непрерывной погрузки-отгрузки. Внутри такого склада собирают заказы – как правило, это сочетание конвейеров и ручного труда. Все в целом – это уже не классический склад класса А, здесь происходит не хранение товарного стока в высотных стеллажах, а непрерывный его оборот.
Третья группа складов e-commerce – пригородные сортировочные и городские объекты, которые служат для сортировки уже собранных заказов и их дальнейшей пересылки, товары там почти не задерживаются. Отсюда и характеристики зданий: небольшая высота потолков (меньше 8 м), увеличенное количество доков (один на 250 кв. м), также повышенные требования по наличию парковочного пространства и разворотных площадок для грузового транспорта.
Структура складов, занимаемых российскими онлайн-ритейлерами, во многом определена структурой самого рынка, для которого характерна сильная поляризация. Половину локального оборота 24 000 площадок дают всего 100 компаний, из которых половину (т. е. 25% от всего российского оборота) формируют всего 10 участников: «Юлмарт», Wildberries, «Ситилинк», «М.видео», Exist, «Эльдорадо», «Связной», Kupivip, Ozon, Lamoda.
Не имеют офлайн-магазинов Wildberries, «Юлмарт», Lamoda, Ozon (они занимают максимальную долю в объеме складов этого сегмента – 63% от 1 млн кв. м) и подавляющая часть складов крупнейших онлайн-магазинов – это большие распределительные центры класса А (85%).
28% складов сегмента – это объекты фулфилмент-операторов (например, Etraction, Arvato, Beta Pro) и логистических компаний, которые выполняют функцию исполнения заказов наряду с другими логистическими операциями традиционного ритейла. Половина объектов в этом секторе – класса В, и преимущественно не в Москве.
9% занимаемых складов сегмента относится к omni-channel ритейлерам, которые торгуют как через интернет, так и в традиционных магазинах. Однако реальный объем здесь может быть гораздо больше, поскольку совокупный объем складов сетевого ритейла типа omni-channel (Auchan, «Эльдорадо», «М.видео» и т. д.) составляет 1,3 млн кв. м складов класса А. Соответственно, заказы онлайн-канала этих компаний частично выполняются с тех же складов, с которых отгружаются товары в магазины.
Рост товарооборота при усилении конкуренции, сокращение сроков доставки товаров и рост требований к сервису в этом сегменте неизбежно приведут компании к необходимости развития многоуровневой логистической платформы, которая сочетает склады разных типов в разных локациях. Потенциал спроса – 1,5 млн кв. м до 2020 г. со стороны онлайн-ритейла и фулфилмент-операторов, без учета omni-channel – можно назвать минимальным, в реальности поглощение может быть больше за счет снятия нормативных ограничений в сфере онлайн-торговли едой, фармацевтикой и алкоголем, что позволило бы увеличить объем российского рынка онлайн-торговли дополнительно на 20–25%.
Кроме того, при росте объема продаж зарубежных ритейлеров на территории России становится неизбежной их локализация в стране через организацию собственных логистических платформ. Со стороны крупнейших международных онлайн-площадок есть огромный потенциал спроса – этот сегмент в товарообороте e-commerce занимает треть и продолжает расти. Поскольку 50% трансграничной торговли в денежном выражении и 90% в количестве заказов идет из Китая, первым игроком на этом поле может стать Cainiao (Alibaba’s Logistics), Aliexpress уже нарастил критический объем для локализации оборота на российском рынке. В перспективе 2020 г. выход с собственными складами зарубежных игроков может простимулировать складской рынок на дополнительный объем спроса до 2 млн кв. м. Развитие логистики онлайна должно идти на опережение, иначе складская инфраструктура может стать реальным тормозом самого динамичного сегмента российской торговли.
Оксана Копылова – заместитель директора отдела исследований CBRE
Андрей Постников – управляющий директор «Логопарк девелопмента»