Объем ввода торговых центров в Москве за год упал в 2,5 раза

Девелоперы не торопятся открывать новые объекты в том числе из-за ухода иностранных арендаторов
Многие девелоперы переносят ввод торговых объектов на неопределенный срок
Многие девелоперы переносят ввод торговых объектов на неопределенный срок / Евгений Разумный / Ведомости

В Москве по итогам 9 месяцев 2022 г. было введено в эксплуатацию 64 400 кв. м новых торговых площадей, следует из отчета консалтинговой компании Knight Frank Russia. По ее данным, это на 61,5% меньше, чем было годом ранее: тогда за три квартала на рынок вышло 162 000 кв. м. Сокращение ввода торговых площадей подтверждают и другие консультанты. К примеру, в Nikoliers за 9 месяцев зафиксировали появление в этом сегменте 53 900 кв. м, годом ранее было 65 500 кв. м. Разницу в показателях консультанты объясняют разными методиками подсчета. Компании учитывают только качественные торговые центры, но относят к этой категории разные объекты. Различаются в их исследованиях и сроки начала работы некоторых комплексов.

За 9 месяцев было введено всего четыре торговых центра, сказано в отчете Knight Frank Russia. Это комплекс «Солнце Москвы» (26 300 кв. м) на пр-те Мира, Discovery (17 500 кв. м) на ул. Дыбенко, «Нагорный» (12 000 кв. м) в Электролитном проезде и «Байконур» (8600 кв. м) на ул. Декабристов. Кроме того, разрешение на ввод в эксплуатацию получили также торгово-развлекательный центр «Сказка» (18 500 кв. м) в Рассказовке и «Орион» (21 000 кв. м) на ул. Летчика Бабушкина. Только у первого было техническое открытие, а второй заработает лишь в начале следующего года. В прошлом же году на рынок вышло 14 торговых центров, напоминает партнер Ricci|Blackstone Алексей Сигал.

Снижение объема ввода торговых центров опрошенные «Ведомостями» участники рынка связывают со сложной экономической ситуацией. Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева напоминает, что из-за негативного влияния пандемии коронавируса, а затем и начавшейся СВО многие ритейлеры приняли решение сократить число или площади торговых точек. Сигал также отмечает снижение платежеспособного спроса, который ведет к сокращению трафика у торговых центров. По его словам, до пандемии суточная норма таких объектов была на уровне один посетитель на 1 кв. м арендуемой площади, сейчас этот показатель упал до 0,5 человека и менее. Как следствие, снижается товарооборот арендаторов.

Из-за этого многие девелоперы переносят ввод торговых объектов на неопределенный срок, констатирует глава департамента коммерческой недвижимости группы компаний «Ташир» Виктория Шахназарян. Она связывает это с уходом ряда международных якорных брендов. Несмотря на получение разрешительной документации на ввод, некоторые девелоперы опасаются запускать свои торговые центры, соглашается аналитик Accent Capital Игорь Кузьмин.

Влияет на ситуацию и высокая доля свободных площадей, отмечают эксперты. Несмотря на то что площади иностранных компаний занимают другие игроки, продолжает пустовать, по данным Knight Frank Russia, 14,5% помещений, а это на 1,5 п. п. больше, чем было годом ранее. При этом на 1,1 п. п. этот показатель вырос только за последний квартал. В торговых центрах крупного формата вакантность сейчас варьируется от 3 до 19%, подтверждают в Nikoliers. Сигал указывает, что в некоторых объектах этот показатель уже достигает 20%. Для решения проблемы освободившиеся помещения сейчас часто делят на более мелкие блоки для последующей пересдачи местным или международным брендам, которые продолжают работать в России, отмечает Кузьмин. Это, по его словам, позволяет сдерживать рост вакансии.

Все эти факторы уже повлияли на снижение арендных ставок в московских торговых центрах, отмечает Сигал. По его словам, несмотря на то что условия сделок – это коммерческая тайна, можно говорить об их сокращении с начала года на 20–30%. В ответ на это арендодатели сейчас стараются заключить краткосрочные соглашения на 11 месяцев или предусмотреть возможность быстрого выхода из договора. По данным Knight Frank Russia, ставки в крупных торговых центрах сейчас варьируются от 4000–8000 руб. (к примеру, для развлекательных центров) до 120 000–150 000 руб. (для фудкортов) за 1 кв. м в год.