Доля рынка российского офисного ПО может вырасти с 12 до 82% к 2027 году
Зарубежные решения будут занимать только 8%Объем российского рынка офисного программного обеспечения (ПО) к 2027 г. может составить 85,2 млрд руб., при этом доля отечественных разработчиков увеличится с нынешних 12% до 82%, говорится в исследовании компании J’son & Partners Consulting. С результатами исследования ознакомились «Ведомости», его подлинность подтвердил заместитель гендиректора J’son & Partners Consulting Евгений Плигин. По оценке аналитиков компании, макроэкономические факторы, динамика спроса в 2022 г., госрегулирование и развитие игроков ведут к кардинальному изменению структуры рынка офисного ПО в течение ближайших 3–5 лет, в том числе к резкому увеличению доли российских разработчиков.
Согласно прогнозу, который J’son & Partners Consulting делала в 2021 г., доля российского офисного ПО (Р7 и «Мой офис») могла вырасти с 7% в 2020 г. до 40% в 2026 г., свободного ПО (LibreOffice и OpenOffice) – с 15,5 до 30%, а доля зарубежного ПО (Microsoft Office, Hancom Office, WPS Office и т. д.) за этот же период должна была уменьшиться с 77,5 до 30%.
Согласно результатам текущего исследования, при сохранении наблюдаемых тенденций можно ожидать, что к концу 2027 г. большую долю рынка (82%) будут занимать российские платформы офисного ПО, на долю opensource-решений придется 10%, а на долю зарубежных – 8%. В 2021 г. эти показатели были на уровне 12, 18 и 70% соответственно. Также авторы исследования предполагают, что произойдет частичное перераспределение доли рынка в пользу двух российских производителей ПО – Р7 и «Моего офиса».
Представители самих разработчиков с прогнозами J’son & Partners Consulting согласны. Представитель Р7 уточнил, что к 2027 г. компания рассчитывает занять не менее 40% российского рынка офисного ПО. Данные по динамике продаж собственного офисного ПО за 2021–2022 гг. в компании раскрыть отказались. По итогам первого полугодия 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи продуктов «Моего офиса» для корпоративных клиентов выросли в 4 раза и превысили 1,2 млрд руб., рассказал директор по разработке и развитию продуктов компании Дмитрий Комиссаров. Также в «Моем офисе» фиксируют ежемесячный рост спроса на решения среди частных пользователей, который с апреля 2021 г. вырос в 7 раз. В компании это связывают прежде всего с запущенной в апреле 2021 г. программой предустановки российского ПО.
Согласно прогнозу J’son & Partners Consulting, до 2025 г. рост российского рынка ПО будет умеренным, далее он замедлится в связи с «ожидаемой реакцией госсектора и коммерческого сектора на требования государства по импортозамещению и с учетом скорости принятия решений, проведения закупок и внедрения». Среднегодовой темп роста в 2022–2027 гг. составит 10–12%. В исследовании, проводившемся в 2021 г., среднегодовые темпы роста ожидались на уровне 6–9%.
При этом объем российского рынка офисного ПО уже вырос с 38,8 млрд руб. в 2020 г. до 42,5 млрд руб. в 2021 г. Основная доля рынка пришлась на коммерческий сектор – 28,8 млрд руб. На 2-м месте – государственный сектор (10,9 млрд руб.), на третьем – физические лица (2,8 млрд руб.). Для сравнения: в 2020 г. коммерческие компании потратили на офисный софт 26,2 млрд руб., госкомпании – 9,9 млрд руб., физические лица – 2,7 млрд руб.
Коммерческий сектор рос быстрее в силу «более гибкого процесса принятия решений и более высокой адаптивности к переменам», объясняет представитель Р7. В ближайшие три года заметнее будет расти доля российского офисного ПО в госсекторе, а также в коммерческих компаниях, относящихся к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ), – это в первую очередь банки, операторы связи, компании атомной, металлургической и химической промышленности, ожидает Комиссаров.
В 2027 г. объем рынка может достичь 85,2 млрд руб., а его потенциальная емкость (с учетом пользователей необновляемого, устаревшего и нелицензионного ПО) – 327,3 млрд руб., подсчитали в J’son & Partners Consulting.
Мнения опрошенных «Ведомостями» экспертов разделились. Часть из них считает, что представленные в исследовании прогнозы выглядят реалистично. «Спрос на российское ПО, в том числе офисные решения, продолжает расти», – говорит исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин. Этому, по его словам, способствует как уход иностранных компаний с российского рынка, так и введение нормативных правовых актов, направленных на продвижение отечественных IT-разработок.
В частности, эксперт упоминает указ президента «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры» от 30 марта 2022 г. Согласно документу, с 31 марта закупка иностранного ПО объектами КИИ без согласования с регулятором запрещена. К 2025 г. зарубежные решения и аппаратно-программные комплексы должны быть выведены из эксплуатации и заменены на российские.
Главный аналитик «Руссофта» Дмитрий Желвицкий добавляет, что основной драйвер роста рынка на ближайшие годы – это необходимость заместить решения Microsoft и Apple. В госсекторе замещение идет более быстрыми темпами: скорее всего, в ближайшие год-два он полностью перейдет на отечественные операционные системы и офисные приложения, прогнозирует эксперт. «Чем дальше от государства, тем медленнее переход. В последнюю очередь будут переходить физические лица. Сначала они на работе привыкнут к Linux», – говорит он.
Сейчас подавляющее большинство ведомств и крупных компаний реализуют проекты цифровой трансформации, предусматривающие переход к технологическому суверенитету, в том числе в области ПО, соглашается с ним Лашин.
Доля рынка российского офисного ПО в продажах действительно может вырасти до указанных показателей хотя бы за счет того, что официальных продаж Microsoft сейчас нет, говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Но, по его словам, многие коммерческие компании и госсектор продолжат пользоваться зарубежным ПО. «В части продаж у отечественного ПО будут все 100% рынка, в части реального использования будет много зарубежного пиратского и открытого кода, но это трудно измеримо», – соглашается с ним руководитель АНО «Цифровая культура» Иван Бегтин.