Онлайн-ритейлер Wildberries арендовал почти 50 000 кв. м складов

Многим компаниям сейчас выгоднее снимать освободившиеся площади в логопарках, чем строить собственные объекты
Средняя ставка аренды в районах, где располагается логопарк, колеблется на уровне 6000–7000 руб. за 1 кв. м в год
Средняя ставка аренды в районах, где располагается логопарк, колеблется на уровне 6000–7000 руб. за 1 кв. м в год / Ярослав Чингаев для Ведомостей

Онлайн-ритейлер Wildberries арендовал 17 700 кв. м в логопарке «Южные врата» на юге Подмосковья и 10 000 кв. м в складском комплексе «Белая дача» в Котельниках. Об этом «Ведомостям» рассказал Дмитрий Герастовский, директор компании «Ricci | склады», которая выступала консультантом обеих сделок.

Представители Wildberries и логистического оператора «Маршрут» (именно он сдал площади в первом объекте) эту информацию подтвердили. Запрос в Hines (владеет вторым комплексом) остался без ответа. В середине июля ритейлер уже снял 20 460 кв. м в той же «Белой даче». Из сообщения Ricci тогда следовало, что Wildberries заняла место другого неназванного арендатора, который освободил часть помещений. Таким образом логистический портфель компании за последний месяц пополнился почти на 50 000 кв. м.

Средняя ставка аренды в районах, где располагаются «Южные врата» и «Белая дача», колеблется на уровне 6000–7000 руб. за 1 кв. м в год, говорит директор департамента аналитики Nikoliers Вероника Лежнева. Таким образом, ежегодно Wildberries будет платить за площади в новых объектах 288–337 млн руб.

Wildberries, по данным Data Insight, является крупнейшим онлайн-ритейлером в России. Ее продажи по итогам прошлого года составили 805,7 млрд руб., это на 95% больше, чем годом ранее. Основной ассортимент компании – одежда, обувь, аксессуары и товары для дома. Общее число заказов в прошлом году составило 771 млн единиц (+153%). Основной владелец – Татьяна Бакальчук. Forbes оценивает ее состояние в $2,1 млрд, что делает ее богатейшей женщиной России. За первое полугодие 2022 г. количество предпринимателей на площадке выросло на 335 000 до 840 000, уверяет представитель компании.

Ритейлер в последнее время в основном строил склады, привлекая для этого профильных девелоперов, напоминают опрошенные «Ведомостями» консультанты. В частности, Wildberries сейчас принадлежит крупный распределительный центр на 250 000 кв. м около деревни Коледино под Подольском в Московской области. Кроме того, компания занималась возведением подобных объектов в Татарстане (100 000 кв. м) и Краснодаре (250 000 кв. м). А в прошлом году она сообщила, что планирует построить складские комплексы в Самаре (100 000 кв. м) и Туле (300 000 кв. м). Один из консультантов не исключает, что Wildberries на фоне удорожания строительства и сбоев с поставками материалов переориентируется на аренду логистических объектов. Впрочем, ее представитель это не подтверждает. «Мы продолжаем строить собственные крупные логистические объекты, но при этом арендуем помещения под небольшие склады и сортировочные центры», – пояснил он.

Решение по аренде площадей в данный момент является «тактически верным», говорит старший директор отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев. По его словам, у компаний сейчас есть возможность снять помещения в привлекательных для них местах по более низким ставкам и на краткосрочный период. С ним согласен и региональный директор, директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Russia Константин Фомиченко. Он отмечает, что на складском рынке появилось много хороших предложений, а клиентов мало. Поэтому многие пользуются ситуацией, чтобы арендовать склады поближе к Москве по низкой ставке, чего еще в конце прошлого года сделать было практически невозможно. Начиная с весны идет рост предложения на рынке логистической недвижимости, что связано как с уходом зарубежных игроков, так и с сокращением бизнеса из-за сбоев в цепочках поставок, говорит Алябьев. Он напоминает, что некоторые игроки брали площади под будущее развитие, но в новых условиях они оказались невостребованными. Доля свободных помещений в Московском регионе во II квартале уже увеличилась с 0,5 до 5–6%, указывает Фомиченко. Ситуация постепенно стабилизируется, говорят консультанты. Интерес к освобождающимся площадям проявляют компании продуктового ритейла, активно развивающего как традиционные форматы, так и дискаунтеры, подчеркивает Алябьев. Есть потребность в таких помещениях и у производственных компаний, которые увеличивают выпуск продукции для импортозамещения, резюмирует Фомиченко.