Кто заменит Marriott, The Ritz-Carlton и Sheraton
Российским отельерам, вероятно, придется создавать собственные управляющие компанииГостиничный оператор Marriott International принял решение приостановить все операции в России, следует из сообщения компании. Решение объясняется тем, что новые ограничения, введенные США, Великобританией и Европейским союзом, не позволяют продолжить работу его отелей (включая объекты по франшизе) на этом рынке. В марте на фоне начавшейся спецоперации на Украине компания объявила о закрытии своего офиса в Москве и приостановке инвестиций в открытие новых гостиниц в нашей стране.
Marriott International – один из крупнейших гостиничных операторов в мире. Под его управлением на конец 2021 г. находилось 2007 отелей на 568 864 номера. Ему принадлежат люксовые бренды The Ritz-Carlton, St.Regis, JW Marriott, Luxury Collection, премиальные Sheraton, Le Meridien, Renaissance и т. д. Судя по информации на сайте компании, в России у нее на данный момент работает 22 гостиницы почти на 5000 номеров, среди них гостиница «Националь» (работает под брендом Luxury Collection), The Ritz-Carlton Moscow, The St.Regis Moscow Nikolskaya, Sheraton Palace Moscow, Marriott Tverskaya Hotel и проч.
Для российского гостиничного рынка уход Marriott International – это, безусловно, очень печальная новость, говорит директор по гостиничному консалтингу Knight Frank Russia Наталия Розенблюм. По ее словам, это первый случай заявления о сворачивании операционной деятельности со стороны крупного международного игрока. Партнер Commonwealth Partnership Марина Усенко уточняет, что был еще Hyatt International, но у него всего пять отелей в России, поэтому для рынка это событие прошло не так заметно.
У зарубежных гостиничных операторов сейчас есть трудности с получением вознаграждения из-за периодически возникающих проблем с переводом средств, объясняет она и напоминает, что компания Oracle, программное обеспечение которой использовалось для подключения российских подразделений к международным каналам, в марте также объявила об уходе из России. Поэтому для зарубежных операторов возник вопрос, прекратить работу в стране или попытаться сохранить этот рынок, несмотря на все сложности, и Marriott, вероятнее всего, принял решение сосредоточиться на развитии других, более перспективных для него рынков, рассуждает Усенко.
Если у отелей, которые работают по франшизе, проблем из-за ухода этого гостиничного оператора не будет, так как там он не участвует в прямом управлении, то с другими объектами могут быть сложности, говорит Розенблюм. По ее словам, в текущих обстоятельствах у собственника есть два варианта – это создание собственной структуры управления отелем или привлечение кого-то из существующих российских операторов. Но последних, по словам владельца управляющей компании Ivashkevich Hospitality Станислава Ивашкевича, недостаточно и должного уровня развития они пока не достигли. Из отечественных 5-звездочных операторов опрошенные «Ведомостями» эксперты смогли выделить Metropol Александра Клячина. Но в ее портфеле всего три объекта. Именно поэтому найти замену брендам Marriott будет достаточно сложно, считает Ивашкевич. С ним согласна и Усенко, которая добавляет, что другие иностранные компании вряд ли займут его место, так как они и сами объявили о приостановке инвестиций на территории России и перестали работать на расширение своего бизнеса.
Выходом из ситуации, по его словам, может стать привлечение азиатских или ближневосточных игроков (например, Jumeirah Hotels and Resorts или Shangri-La Hotels and Resorts), но многие из них не так известны на российском гостиничном рынке, говорит Ивашкевич.
Представитель гостиничного подразделения группы «Сафмар», которая владеет существенной частью отелей под брендами Marriott («Националь», Sheraton Palace Moscow, Marriott Tverskaya Hotel, Marriott Royal Aurora Hotel, Marriott Grand Hotel), от комментариев отказался, сообщив, что компания примет решение о своих действиях после ознакомления с позицией оператора. Запрос в Балтийскую строительную компанию (владеет Marriott Hotel Novy Arbat) остался без ответа.