Загрузка московских люксовых отелей упала в два раза

В них обычно селились состоятельные иностранцы, которых сейчас мало
Загрузка московских люксовых отелей упала в 2 раза
Загрузка московских люксовых отелей упала в 2 раза / Андрей Гордеев / Ведомости

5-звездочные отели в Москве сильнее других категорий гостиниц пострадали от экономических последствий после начала спецоперации на Украине. К такому выводу пришли участники конференции по туризму «Ведомостей». Сейчас загрузка в дизайн-отеле «Стандарт» не превышает 30–35%, говорит коммерческий директор УК «ГОСТ отель менеджмент» Анна Повереннова.

Для сравнения: в 2019 г. этот показатель, по ее словам, был на уровне 80–85%, а в прошлом году – порядка 65%. После отличного начала года (+200% по загрузке на зимних праздниках по отношению к показателям 2019 г.) у отельеров были надежды на то, что в этом году все показатели будут выше, чем было до пандемии, добавляет генеральный менеджер «Балчуг Кемпински Москва» Лада Самодумская. Но, по ее словам, начиная с марта выручка отелей премиального класса падала на 30–40% каждый месяц, а если сравнивать апрель и май 2022 и 2019 гг., то спад достиг 50–70% год к году.

Подтверждают такие выводы и консультанты. После начала спецоперации заполняемость многих гостиниц высокого класса действительно снизилась примерно в 2 раза на фоне оттока иностранцев, согласна заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers Евгения Тучкова. Об этом же говорят и другие опрошенные «Ведомостями» консультанты. Но, по словам Тучковой, ситуация не настолько плоха, как была весной 2020 г. В начале пандемии во многих люксовых отелях было забронировано не более 10% номеров, напоминает она.

Действительно, гостиницы люксового сегмента оказались наиболее уязвимыми, соглашается партнер Commonwealth Partnership Марина Смирнова. По ее словам, несмотря на то что они ориентированы на внутренний спрос, значительную долю доходов они получали за счет клиентов-иностранцев, включая различные делегации и мероприятия. А в марте их количество резко сократилось. Об этом же говорит и управляющий директор компании Professional Financial Management (PFM) Яна Уханова. По ее данным, порядка 70% гостей в таких отелях – иностранцы. В настоящее время их поток практически равен нулю, объясняет она.

Смирнова также напоминает, что 20–30% клиентов отелям, включая люксовые, предоставлял сервис Booking.com, который в марте перестал работать с российскими средствами размещения. Как итог, средняя загрузка 5-звездочных отелей в Москве в марте, по подсчетам Commonwealth Partnership, составила в среднем 25%, в апреле – 24% против, например, 42% в апреле 2021 г. При этом 23% загрузки для многих точка безубыточности, когда гостиница работает в ноль, т. е. некоторые объекты уже понесли убытки, подчеркивает она.

Повлияли на ситуацию ограничение авиасообщения и отсутствие туристов из стран Ближнего Востока, главным образом из Объединенных Арабских Эмиратов, говорит Повереннова. В прошлом году в Москву оттуда летом приезжали обеспеченные иностранцы ради более комфортного климата и шопинга, поясняет Смирнова. Сейчас же, по ее словам, проблема с отключением платежных систем не оставляет иностранцам иного выхода, кроме как платить везде наличными, что неудобно. Поэтому их количество сократилось. «У иностранных клиентов нет удобного универсального средства платежа, как и карты «Мир», а въезжать в страну с чемоданом наличных арабские или азиатские гости не будут», – соглашается Самодумская.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты не ожидают улучшения ситуации в летний сезон. Хотя сейчас отельеры скорректировали ценовую политику, сделав ее более демократичной в надежде компенсировать нехватку спроса, говорит Тучкова. Но, по словам Смирновой, люксовые гостиницы вряд ли попробуют повторить опыт 2008–2009 гг., когда они предлагали очень большие скидки, привлекая к себе клиентов из среднего класса. Во-первых, есть предел – себестоимость услуги, а во-вторых, клиенты могут чувствовать себя некомфортно в отеле, где они не могут позволить себе завтрак на одного за 1500–2000 руб., указывает она. В 2021 г. средняя загрузка по летним месяцам в этом сегменте составляла в среднем 54–58%, напоминает Уханова. Этим же летом, по прогнозу PFM, заполняемость будет на 15–20 процентных пунктов ниже. Возможно, оживление произойдет к осени и к началу делового сезона, добавляет Тучкова.

Качественные объекты категории «3–4 звезды», по словам Смирновой, чувствуют себя гораздо лучше люкса. Средняя загрузка в апреле в этих сегментах составила 63% (в апреле 2021 г. – 64%). С началом спецоперации на Украине недорогие гостиницы потеряли лишь около 10% трафика, указывает она. Смирнова объясняет это в том числе разной ценовой политикой. Средняя цена номера в люксовом сегменте в апреле составила 21 000 руб. (на 20% выше, чем годом ранее) за ночь, в то время как в отелях «3–4 звезды» – 4300 руб. в сутки, напоминает она.

Меньше пострадали и люксовые гостиницы в Санкт-Петербурге, говорит Самодумская. Последний привлекает туристов белыми ночами, водными прогулками и проч., а вот Москва не рассматривается клиентами люкса в качестве чисто туристического направления, добавляет Повереннова.