Права требования к экс-депутату Ашоту Егиазаряну продадут на торгах

Его экс-партнер Виталий Смагин, который претендовал на эти деньги, признан банкротом
Ашот Егиазарян был партнером Смагина по проекту торгового комплекса «Европарк» (на фото)
Ашот Егиазарян был партнером Смагина по проекту торгового комплекса «Европарк» (на фото) / vk.com/europarkmsk

Московский арбитраж признал бизнесмена Виталия Смагина банкротом и ввел в отношении него процедуру реализации имущества сроком на шесть месяцев, следует из решения суда. На сегодняшний момент к нему предъявлены требования примерно на 1,3 млрд руб., подсчитали «Ведомости». За счет какого имущества их планируется погасить, арбитражный управляющий Смагина Евгений Ратников не уточнил.

Смагин – совладелец девелоперской компании «Центурион групп», которая в разные годы участвовала в строительстве бизнес-центра Western Gate (около 63 000 кв. м, куплен в 2014 г. холдингом Evraz) на Беловежской улице и торгового комплекса «Европарк» (86 000 кв. м, сейчас входит в портфель группы «Ташир») на Рублевском шоссе.

Какие проекты сегодня принадлежат этой компании, точно не известно. Но в материалах Арбитражного суда Москвы упоминается один из активов Смагина – права требования более чем на $70 млн к бывшему депутату Госдумы Ашоту Егиазаряну, который был его партнером по проекту торгового комплекса «Европарк». Именно этот актив, скорее всего, и будет больше всего интересовать кредиторов, сообщил «Ведомостям» один из них – гендиректор DB Development Дмитрий Гаркуша.

Лондонский международный третейский суд обязал Егиазаряна заплатить Смагину $73 млн за 20% компании «Центурион альянс», владевшей «Европарком», еще в 2014 г. Последний обвинял своего бывшего партнера в том, что в результате мошенничества он лишился своей доли в этой фирме. С учетом процентов общая сумма долга может составлять уже более $93 млн, говорилось в материалах Калифорнийского федерального суда за 2018 г. (Егиазарян сегодня проживает в США).

Какие еще активы есть у экс-партнера Егиазаряна

По данным «СПАРК-Интерфакса», Смагину также принадлежит 30% долей в ООО «Технопарк «Центурион». В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности этой компании за 2019 г. следует, что ей принадлежат три земельных участка на 23 га в подмосковном Видном. Кроме того, в начале года «РИА Новости» сообщали, что связанная с «Центурион групп» фирма ООО «Бизнес инвест запад» планирует построить бизнес-центр на 37 000 кв. м на ул. Алексея Свиридова рядом с железнодорожной платформой Кунцевская.

Теперь эти права требования, как и любое другое имущество должника, должны быть проданы на торгах в рамках процедуры банкротства, говорят советник по специальным проектам коллегии адвокатов А1 Сергей Демкин и управляющий партнер юридического бюро «Пропозитум» Дмитрий Галанцев. В какую сумму будет оценен этот долг, пока не ясно. Галанцев уточняет, что стоимость актива должен определить профессиональный оценщик. Демкин же добавляет, что рыночная стоимость прав требования зависит в том числе и от физической возможности их взыскания. А получить эти средства, судя по всему, будет сложно. По крайней мере Смагину за семь лет сделать это так и не удалось.

Он пытался взыскать долг с Егиазаряна за счет ареста средств, которые экс-депутат мог получить от сенатора от Республики Дагестан Сулеймана Керимова. Лондонский международный арбитражный суд в том же 2014 г. поручил ему компенсировать Егиазаряну $250 млн, которые он потратил на строительство гостиницы «Москва» (ныне Four Seasons Hotel Moscow) рядом с Кремлем. Но проблема в том, что права требования Смагина предъявлены лично к Егиазаряну, а средства, полученные последним от Керимова, сегодня принадлежат лихтенштейнскому трасту Alpha, говорит один из знакомых экс-депутата. По его словам, он к этому трасту никакого отношения не имеет, поэтому при всем желании не смог бы воспользоваться его активами. Он напоминает, что по закону учредители и бенефициары трастов теряют право на владение внесенным в них имуществом до момента их ликвидации, а их активами распоряжается управляющий. Галанцев из юридического бюро «Пропозитум» подтверждает, что взыскать средства с некоторых видов трастов крайне сложно. Кроме того, последовавшие инвестиции Alpha были крайне неудачными, в результате чего траст понес убытки, а стоимость его активов существенно уменьшилась, добавляет знакомый Егиазаряна, не уточняя детали.

Если найти покупателей на права требования на первых двух торгах не получится, то в рамках уже публичного предложения происходит последовательное снижение стоимости актива, говорит Галанцев. Он уточняет, что, в случае если долговые обязательства не удавалось взыскать в течение долгого времени, шансы на то, что они будут проданы с существенным дисконтом, который может составить до 90% по отношению к изначальной цене, крайне высоки. По его словам, в этом случае в приобретении прав требования на таких условиях могут быть заинтересованы в том числе дружественные должнику структуры, которые смогут потом договориться с ним об урегулировании или реструктуризации долга на выгодных для всех сторон условиях. В качестве похожего примера один из консультантов приводит сделку между Mirax Group и Альфа-банком. Последний в кризис 2008–2009 гг. выкупил права требования Credit Suisse на $270 млн к девелоперу с дисконтом в 75%. Позже Mirax Group урегулировала этот долг, заплатив лишь половину его стоимости ($135 млн).

Галанцев также добавляет, что после повторных торгов арбитражный управляющий может предложить забрать права требования залоговому кредитору. Из материалов дела о банкротстве Смагина следует, что больше всего он должен cоакционеру Соликамского магниевого завода Игорю Пестрикову, права требования которого, по подсчетам «Ведомостей», составили 940,9 млн руб. Связаться с ним не удалось. Егиазарян на запрос «Ведомостей» не ответил. Адвокат Смагина передал, что он планирует постановление суда о признании бизнесмена банкротом обжаловать в вышестоящих судебных инстанциях.